ГлавнаяОбществоРодство их душ судьбою задано...
07.05.2020
Рубрика: Общество
Просмотров: 430
Родство их душ судьбою задано...

18 лет назад они вернулись к своим истокам.

Жизнь свела Виталия Николаевича Сырчина и Нину Ивановну Хохрину из д. Леушинцы на поломской земле. В их судьбах много общего: босоногое голодное детство, многолетняя работа в сельском хозяйстве, потеря близких…

Одна беда на двоих

Виталий родился в д. Сырчины Поломского сельсовета в многодетной семье, где росло пятеро детей (он был старшим). А Нина – в д. Чигасово, что в пяти километрах от с. Иванцева. После смерти старшей сестры она осталась у родителей единственной дочерью. Отцов обоих сразу после объявления Великой Отечественной войны забрали на фронт, где те вскоре погибли. Разница лишь в том, что Виталий знал, что его папа, Николай Васильевич Сырчин, сложил голову под Вязьмой, а в семью Нины пришло извещение, что Иван Фролович Перваков пропал без вести. С войны вернулся лишь его брат – Александр Фролович…

Матери Нины и Вити трудились разнорабочими в колхозах, пропадая с утра до ночи на фермах и в полях. Нина Ивановна толком это время не помнит, так как родилась в январе 1941 года. А Виталию Николаевичу на начало войны было 10 лет, и он наравне со взрослыми пахал землю, жал налитые колосья, молотил зерно… Почти все оно, как и произведенные колхозом молочные продукты и мясо, забиралось на фронт. Деревенские же, говорит труженик тыла, ели «подножный корм»: лебеду, хвощ, клевер, крапиву, щавель. Из травы пекли зеленые лепешки с каплей серой муки, а жмых, оставшийся от переработки, был главным лакомством. Даже Нина, несмотря на юный к концу войны возраст, помнит, как дошкольники целыми днями собирали в корзинки все, что «послали леса и поля».

Работа до седьмого пота

И после войны, вплоть до конца 40-х, вспоминают ветераны, продолжали жить впроголодь. Но им обоим посчастливилось найти работу по душе. Нина окончила начальную Котеговскую, среднюю Иванцевскую и Поломскую школы. И хотя паспорта колхозникам после войны не выдавали, девушка по подсказке матери, желавшей дочери лучшей доли, устроилась поваром и пекарем в столовую с. Троица, а затем переехала в п. Подрезчиха. Помнит, как с первой зарплаты отдала 20 рублей знакомым, которые одолжили ей школьное платье, так как денег в семьях тружеников села тогда катастрофически не хватало, ходили в основном в рванье.

В лесном поселке она также несколько лет трудилась разнорабочей на сплавучастке. Но вскоре ей пришлось вернуться в д. Леушинцы, где жила мама, поскольку та изрядно подорвала здоровье и нуждалась в уходе и заботе. Так Нина пришла в сельское хозяйство. В местном сельхозпредприятии она была и дояркой, и кладовщиком, и работником весовой станции…

– В хозяйстве мы все друг друга заменяли, поэтому должны были уметь все! – вспоминает.

Вскоре судьба неожиданно подбросила ей шанс пойти по другой стезе: Нина Ивановна стала сельским библиотекарем. В этой должности она работала вплоть до выхода на заслуженный отдых, хотя на какое-то время возвращалась в сельское хозяйство…

Знатный слесарь и тракторист

Долгое время трудился без устали в сельскохозяйственной отрасли и Виталий Николаевич. На трактор он сел еще до армии. Но служить почти четыре года(!) довелось в Кремлёвском полку. Он оказался одним из редких среди вятичей свидетелем похорон И.В. Сталина...

Толкового паренька оставляли на военной службе, но тот, пользуясь тем, что для деревенских стали открываться все «двери», решил повидать страну и рвануть… в рабочий класс. Трудился слесарем на одном из вагоностроительных заводов Свердловской области. А душа все же просила… трактор, раздолье полей. Поэтому, окончив курсы трактористов широкого профиля, Виталий отправился на освоение целины! Затем четыре года распахивал огромные пустоши на границе Оренбургской области и Казахстана.

Может, и остался бы там, но климат не подошел. И Виталий Николаевич вместе с семьей вновь решился на большой переезд – на сей раз в Краснодарский край, где в колхозах остро требовались рабочие руки. Так на долгие 35 лет его родиной стал поселок Виноградный! Здесь почти до самой пенсии Виталий Николаевич трудился механизатором, а затем – специалистом газового участка.

Трудяги и позитивщики

Около двадцати лет назад Виталий Сырчин вернулся на поломскую землю, чтобы поддержать старенькую маму. И встретился с жительницей деревни Леушинцы Ниной Хохриной. Оба во второй раз обрели семью, родственную душу, так как оказались очень похожи. Трудное военное детство и тяжелая работа не сделали их замкнутыми людьми, скорее, наоборот, научили радоваться каждому дню, успехам детей, внуков и правнуков, ценить блага, которыми молодежь порой пользуется не замечая.

Виталий Николаевич – гармонист, любит исполнять песни военных лет и армейской службы. И супруга его в стороне не остается... До недавних пор оба с удовольствием держали большое подворье с разнообразной живностью – от коровы до кур. И, несмотря на солидный возраст, не мыслят себя без работы на приусадебном участке. Хозяин, прозванный в деревне Кулибиным, развивает свою рационализаторскую жилку, всячески облегчая домашний быт и труд. Он своими руками смастерил всевозможные лебедки, подъемники (дрова теперь транспортируются прямо к порогу!) «траворезки». Деревенский дом семейной пары уже напоминает по комфорту городскую квартиру.

Оба любят пошутить, в позитивном ключе обсудить новости и всегда верят в лучшее.

– Главное, чтобы не было войны, – говорят, – а остальное, если работать, обязательно приложится! Необходимо помнить, что история развивается по спирали: за спадами идут подъемы, за горестями – радости! Если мы будем хранить мир на земле, нам ничего не страшно!

Ирина Ситникова. Фото из семейного архива.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии