ГлавнаяОбщество"Завод свои позиции восстановит!"
24.01.2013
Рубрика: Общество
Просмотров: 1950
"Завод свои позиции восстановит!"

К завершению 2012 года Белохолуницкий машстройзавод был далек от «пика формы», но при этом показал полную готовность к очередному «восхождению».

О том, что мешает и что придает сил в такой ситуации, мы беседуем с генеральным директором предприятия Виктором Владимировичем СОБОЛЕВЫМ.

– Виктор Владимирович, что произошло на заводе, вернее, в группе предприятий, из которых он нынче складывается, в декабре минувшего года?

– Самая тяжелая ситуация: переход на трехдневку и вынужденный простой большого количества рабочих – была кратковременной. Конечно, нельзя сказать, что после этого производство заработало на полную мощность, однако у нас есть заказы до марта. Дело в другом. Кто-то когда-то упомянул, что «завод загибается», и этого было достаточно, чтобы начались сложности в работе с банками, поставщиками комплектующих и металлопроката. Ранее нам давали кредиты, теперь решили, что мы неплатежеспособны – откуда такое суждение? У нас нет ни единого закрытого счета, просроченных платежей по налогам, долгов по старым кредитам. Мы предоставляем требуемое обеспечение по новым кредитам – с документальным подтверждением и фотографированием, исправно платим проценты, тем самым обеспечивая банкам доход. Но к нашему предприятию теперь относятся настороженно: вдруг с ним что произойдет, надо успеть получить свое! Впрочем, я убежден: завод выживет и будет развиваться, невзирая на трудности.

Сейчас пытаемся работать через правительство Кировской области для получения 50 процентов оплаты за оформленный и находящийся в производстве заказ для «Уралкалия». Заказчика всё устраивает, но нам для загрузки нужно закупить материал, комплектующие – деньги же поступят лишь после выполнения задания. Поэтому нас радует шанс получить поддержку регионального правительства. Есть и другие пути улучшения ситуации.

– Можно ли говорить о первых результатах разделения завода на отдельные структуры?

– Я бы воздержался от поспешных выводов: слишком мало времени прошло с момента реструктуризации. Революционных перемен, как и предполагалось, не произошло – мы не ждали, что литейное производство будет внезапно завалено заказами, кроме заводских. Хотя следует отдать должное руководителю ООО «Промлит БХМЗ» Сергею Чеплашкину: он знает свое дело, ищет новых клиентов самостоятельно. Но наработка клиентской базы – процесс не мгновенный: нужно искать покупателей в Интернете, вести переговоры лично... Со временем это придет, не сомневаюсь! Ещё меньше ожиданий было у нас в отношении транспортного цеха. Начнем с того, что давно не обновлялся автопарк предприятия, а «тянуть» старые машины довольно накладно. Тем более, что в сфере перевозок достаточно жесткая конкуренция и уже сложившаяся конъюнктура рынка. Предполагалось: будут заказы на стороне – появятся дополнительные средства. Надежды не оправдались. Трудиться ради самого процесса – себе в убыток – мы не собираемся. Так что пока все подразделения в основном работают в интересах завода и без «взрывных» показателей. Но мы дали людям возможность попробовать самим зарабатывать. При этом помня, что созданные «ооошки» – это по-прежнему заводские подразделения!

– Много ли, Виктор Владимирович, удалось сделать в плане модернизации производства?

– В основном такие работы связаны с коммуникациями на нашей территории. Закупка нового оборудования отложена до лучших времен: пока рассчитываемся за ранее взятые в лизинг станки, газорезательную машину.

В настоящее время завод – частная компания, самостоятельно зарабатывающая деньги. Заработал – трать на что хочешь! Казалось бы, вот она – финансовая свобода… Но есть обязательные платежи: налоги, проценты, ресурсы, материалы, услуги сторонних организаций. И на мизерный остаток мы можем «позволить себе всё»: выплатить зарплаты рабочим, поддержать имеющееся оборудование, инвестировать в новое…

– Как понимаю, о выполнении плана в сложившейся обстановке говорить не приходится? И как это отражается на людях?

– Мы довольны, что минимизировали убытки: они были значительны, но ситуация меняется в лучшую сторону. Основной показатель для нас сейчас – наличие заказов и ритмичный режим работы. Если за месяц мы произведем продукции на 35 – 40 миллионов рублей, это будет прекрасно: так обеспечим выплату необходимых сумм по обязательствам банкам, металлургам, энергетикам.

Случаи задержки заработной платы были, за что понесли наказание от прокуратуры и трудинспекции. Но, замечу, для руководства завода и лично для меня выплата зарплат тоже приоритетна! И мы сделали все, что было в наших силах: рассчитались за октябрь, ноябрь, декабрь.

В свое время завод перешел на окладную систему оплаты труда, отказавшись от сдельщины. Сейчас мы начали обратный процесс. Но пока ситуация с договорами была тяжелая, понимали, что данная мера оставит людей без денег: в дни простоя рабочие получали две трети оклада, но, по существу, ни за что – на бирже труда они имели бы значительно меньше. Разумеется, руководство завода не снимает с себя вину, что люди не были обеспечены работой. Считаю, ситуация несколько изменится теперь, когда набрано достаточно заказов: у тех, кто готов и хочет зарабатывать, такая возможность есть! Думаю, немало людей, не все, конечно, попросится перейти на сдельную оплату труда. Я гарантирую одно: мы ни при каких обстоятельствах не будем искусственно сдерживать рост зарплат рабочих.

– Не так давно в редакцию поступило анонимное обращение о том, что руководители некоторых подразделений вынуждают уйти с предприятия неугодных сотрудников, особенно женщин с малолетними детьми. Как Вы относитесь к этой стороне реструктуризации завода?

– Это крайне неприятные сигналы. Конечно, я понимаю, что не могут быть довольны руководителем все. Права работника, четко осознаю, в какие-то моменты ущемляются, не исключено, что и человеку порой кажется, что к нему завышены требования. Согласитесь, каждому руководителю хочется, чтобы у него был коллектив из здоровых, не имеющих семейных проблем, беспрекословно подчиняющихся сотрудников. Но это в идеале. Мы же работаем с живыми людьми! У кого-то дети болеют, кто-то сам, у кого-то иные трудности... Иногда руководитель в интересах предприятия поступает жестко, может быть, даже чрезмерно жестко. Бывают и перегибы, с которыми мы стараемся бороться. Например, так порой происходит с людьми, имеющими инвалидность: понятно, их возможности ограничены, но здесь речь даже не о деньгах, а о том, чтобы обеспечить человеку ощущение востребованности обществом. И мы стараемся об этом помнить. Как и о социальных гарантиях. Хотя кому-то это кажется несправедливым: почему, мол, за его счет получает некую помощь тот, кто трудится не в полную меру? Согласитесь, у частников нередко так бывает: пока ты работаешь, тебе платят, не вышел – оставайся один на один со своими проблемами; работаешь хорошо – получай премию… в конверте, потому что «по белому» ее выплачивать невыгодно. На нашем предприятии все прозрачно.

– Если уж речь зашла о частных структурах… Местные конкуренты в сфере конвейеростроения одолевают?

– По большому счету, это не конкуренты, а мелкие вредители, дискредитирующие имя завода и города. Всегда считалось, что в городе один машиностроительный завод. Теперь открыто множество мелких производств, где продукцию собирают «на коленке», где не могут выполнить ряд заказов в связи с отсутствием технических возможностей и отказывают потенциальным заказчикам. Вот так, получая отказ «из Белой Холуницы», клиент считает, что ему отказал БХМЗ. Это уже удар по имиджу завода, района, местной власти, наконец!

Вдумайтесь: завод – это 240 лет истории, а к его репутации пытаются «примазаться» частные предприятия, которые выбирают созвучные названия. Да еще не стесняются публично называть себя градообразующим предприятием! В итоге в сюжете одной из региональных телекомпаний «проскакивает» сюжет о производственном помещении с одним станком и сварочным аппаратом, а незнающий человек удивляется: «Вот это градообразующее предприятие? Мы заключаем с ним многомиллионные контракты, а у него всего-то сарай с одним станком?» Скажите, к чему это может привести?

– Переговоры с ними не пытались вести, налаживать партнерство по примеру «КамАЗа»?

– Мое личное убеждение: нечестно по отношению к работающим на БМХЗ давать прикрываться именем предприятия тем, кто от его лица получает заказ и, не имея собственных мощностей, производит продукцию в Брянске, Первоуральске, отнимая хлеб у белохолуницких машиностроителей, имеющих на эту работу полное право. Это не партнеры, если позволяют себе лить воду на мельницу наших реальных конкурентов, – с ними мы встречаемся на тендерах, выставках, иных мероприятиях, общаемся открыто. Вот она, здоровая конкуренция!

Счастлив, что у нас есть примеры настоящего партнерства и в Слободском, и в Кирове. Там в любой момент помогут с изготовлением заказа, а не нанесут удар в спину – подло, исподтишка. Счастлив, что такой коллектив сложился на самом заводе. Думаю, с такими ресурсами мы еще повоюем с трудностями и восстановим временно утерянные позиции. Во всяком случае, предпосылки к этому есть.

Оксана Савельева. Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии