ГлавнаяОбществоВся жизнь его – служение людям
07.05.2021
Рубрика: Общество
Просмотров: 276
Вся жизнь его – служение людям

Белохолуничанин Павел Петрович Норсеев свой боевой путь в силу возраста начал после победного мая 1945-го, но практически сразу попал в «кровавую мясорубку» в столкновениях с бандеровскими формированиями, которые зверствовали в 1946 – 1950 гг. И хотя он не был на фронтах второй мировой, пороху хватил не меньше, а потому приравнен к статусу ветерана Великой Отечественной войны.

Сменил в строю отца и брата

Многодетная семья Норсеевых, в которой воспитывалось десять детей (пятеро умерли от болезней в раннем детстве), проживала в д. Высоковцы Нагорского района. Беды военных лет не обошли ее стороной. Отец Павла, Пётр Алексеевич, воевал на Северном флоте, пропал без вести в 1942 году. Родные до сих пор не знают, где он похоронен, хотя долгое время вели поиски. Старший брат, Анатолий, вернулся с фронта израненным и прожил недолго. Павел был призван на службу в конце февраля 1949 года, попал на Западную Украину, где в то время орудовали бандеровцы…

Условия, вспоминает, были очень суровыми, начиная с Котельничского призывного пункта, где будущие солдаты несколько ночей провели на голом полу. Затем их вповалку погрузили в «телячьи» вагоны без окон, плохо отапливаемые печками-«буржуйками», и повезли в Закарпатье. Питались кое-как, на железнодорожных станциях ходили за углем для растопки печурок…

Три месяца в учебной части в Западной Украине были относительно спокойными, хотя и наполненными обычной для новобранцев муштрой. А дальше, рассказывает ветеран, начался ад…

«Бой идёт не ради славы...»

Перед «погранцами» была поставлена задача – гнать банды диверсантов за горную гряду Карпат, чтобы они не могли совершать смертоносные для мирного населения вылазки. Пограничники действовали ночами: к предгорьям их подвозили, а далее полкилометра шли крадучись, пешком или ползли в сторону «логова» противника до предполагаемых укрытий, где открывали автоматный огонь и закидывали блиндажи бандеровцев гранатами. Враги отвечали шквальным огонем…

– Редкие были дни, когда наши части обходились без потерь, – вспоминает Павел Петрович. – Вот ползем мы на врага, держа наготове на случай рукопашного боя финские ножи, а вокруг взрывами людям руки, ноги, головы отрывает... Кромешный ужас! Я потом часто задавался вопросом, почему командование не разрешало «зачистку» бандитов тяжелой артиллерией или бомбежкой с воздуха? Боялись «зацепить» мирных жителей? Но в карпатских лесах мало селений, а население редких деревушек можно было переместить на безопасную территорию…

С рассветом на поле боя выходили собирать раненых и убитых. В братских могилах хоронили и останки врагов. А их было очень много! Целые блиндажи взорванных тел… Павел Петрович признается, что до сих пор не понимает, как тогда остался цел и невредим. В конце службы он уже был в чине младшего сержанта, командовавшего отделением взвода. За заслуги того периода уже в мирное время его наградили медалью «За отвагу»!

Спасением стала вятская глубинка

Несмотря на ужасы борьбы с бандитами, русские солдаты замечали, как благодатна украинская земля, и, когда им предлагали остаться здесь после службы (везде требовались рабочие руки), многие соглашались. В их числе был и Павел Норсеев.

Он осел в маленьком (около 30 тысяч населения) самобытном городе Переяславль-Хмельницкий, расположенном в левобережой части Киевской области, в 78 км от столицы, на речке Трубеж. И смог осуществить свою давнюю мечту – заочно поступил в Киевский торгово-экономический университет. Одновременно работал товароведом на главной промтоварной базе города. Создал семью, воспитал сына.

В Переяславле-Хмельницком ветеран прожил без малого сорок лет. Работал по призванию, а потому трудового поприща не менял. Получил множество благодарностей и грамот за профессионализм и ответственность. А главное – сохранил память, поскольку профессия требовала внимательности и знания математики.

Уже на заслуженном отдыхе Павел Петрович устроился администратором в Переяславский Дом культуры. И все его устраивало в жизни, но… грянул «первый Майдан», затем второй – еще более ураганный и разрушительный, по стране начались марши бывших бандеровцев… Можно было, наверное, затаиться, отречься от прошлого, но перед глазами ветерана, словно наяву, встали картины зверства бандитов по отношению к мирным жителям, убитые товарищи... Столкнувшись с неуважительным отношением к русскоязычным и в особенности к ветеранам Великой Отечественной войны, уроженец Кировской области уже в преклонные годы решил перебраться на малую родину.

Сначала поселился в лесном поселке Сумчино, где жили его родственники. На месте родного дома в бывшей деревне Нагорского района опознал лишь остатки колодца... А после ликвидации Сумчинского лесоучастка переехал в Белую Холуницу...

Не теряя присутствия духа

На митинги в День Победы он в последнее время не ходит, так как ноги подводят. Но Павел Петрович болезням не сдается! Много читает, следит за новостями здравоохранения и действует по принципу «излечи себя сам», изучая рецепты народной медицины, многие из которых, говорит, ему реально помогают.

Благодаря акции «Телефоны – ветеранам» фронтовики получили возможность звонить по новым гаджетам родным по бесплатному тарифу, и П.П. Норсеев стал больше общаться с сыном, живущим на Украине, и родной сестрой, оставшейся после освоения целины в Казахстане. Очень благодарен государству за внимание и помощь!

– Много нами, солдатами, исхожено тяжелых дорог во имя мирного будущего! – констатирует он. – Боже упаси от повторения истории! Подрастающему поколению хочется напомнить, что человеческая жизнь хрупка и коротка, поэтому надо наполнить ее таким содержанием, чтобы в старости можно было с удовлетворением сказать: «Я прожил ее не напрасно! Я помогал людям».

Ирина Ситникова. Фото Оксаны Савельевой.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии