ГлавнаяОбществоВоенфельдшер императорского призыва
13.08.2015
Рубрика: Общество
Просмотров: 1259
Военфельдшер императорского призыва

С раннего детства Колька мечтал стать фельдшером. Врезалось ему в память, как уважительно встречали в их доме земского доктора – огромного усатого дядьку, от которого пахло валерьянкой (кот это сразу учуял и заходил кругами вокруг гостя!).

Тогда занемогла мать, и дядька сумел поднять её на ноги. Кланялись ему, благодарили всей семьёй. Кружок топлёного масла, три десятка яиц подарили… Вот и захотелось Кольке стать таким же важным и уважаемым человеком. Но жизненные обстоятельства никак не способствовали достижению цели. Отец, крестьянин-бедняк из д. Никоны Федосеевской волости Слободского уезда, говаривал сыну: «Не потянуть мне твоё обучение». Как в воду глядел! После окончания пяти классов пришлось Николаю бросить учёбу и идти батрачить.

Казалось, на заветной мечте можно поставить крест. Но провидение сделало ему подарок, причём с самой неожиданной стороны. Вот что об этом писал сам Николай Афанасьевич Зырянов в воспоминаниях:

– В 1914 году стукнуло мне 18 лет – призвали в императорскую армию. И надо же такому случиться: направили на курсы по подготовке ротных фельдшеров (в советское время их называли санинструкторами). Закончил учёбу и благополучно прослужил по приобретённой профессии вплоть до Октябрьской революции. Демобилизовался в конце 1917-го.

Только на гражданке недолго побыл. В июле 1918 г. меня призвали снова, теперь уже в РККА, в 10-ю пехотную дивизию. Слава Богу, учли и учёбу, и службу в императорской армии. Так я стал «красным» военфельдшером. Однако должность не освободила от участия в боях. В стычке с белополяками в мае 1920 года я был ранен и тяжело контужен. Думал, отпустят домой. Но не срослось… В начале 1922-го нашу дивизию бросили на борьбу с остатками антоновских банд. Уволили в запас, когда с ними было покончено.

Коммунистическая партия и советское правительство высоко оценили мои заслуги в деле защиты завоеваний пролетарской революции, когда в честь 50-летия Великого Октября Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1967 г. меня наградили орденом Красной Звезды.

После демобилизации работал в сельском хозяйстве: в д. Никоны организовал коммуну, которая позднее была преобразована в сельхозартель. А в 1929 г. Белохолуницкий райздрав, учтя практический опыт моей работы фельдшером, назначил меня заведующим медпунктом в с. Пантыл. Без отрыва от лечебной деятельности в 1933 г. окончил Кировскую фельдшерскую школу (приравнивалась к техникуму) и стал дипломированным специалистом.

В феврале 1940-го военные чиновники опять вспомнили обо мне, едва разгорелся конфликт с Финляндией. Снова пришлось надеть военную форму. На этот раз непосредственно участвовать в боях не довелось, в марте 1941 г. я был уволен из рядов РККА по болезни.

Только моя дембельская форма даже запылиться не успела! Я сразу привёл её в порядок, когда дошла весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Понял: скоро понадобится! В ней и явился в Белохолуницкий райвоенкомат, когда 12 июля 1941 г. получил повестку о мобилизации.

Распределение получил в отдельный 89-й батальон связи. Теперь под моей опекой было крупное войсковое подразделение. А раз так, присвоили офицерское звание – лейтенанта.

В декабре 1941 г. меня перевели в 225-й эвакоприёмник, который находился при 28-й армии. Весной 1942 г. она участвовала в наступлении на г. Харьков, которое из-за просчётов командования, нестыковки между соединениями и фронтами, плохой организации снабжения, почти полного отсутствия прикрытия с воздуха наступающих войск, закончилось тяжёлым поражением нашей группировки. Многие части, в том числе и наш эвакоприёмник, попали в окружение. Из кольца вышла примерно десятая часть личного состава. Погиб почти весь командный состав Юго-Западного фронта.

При прорыве из окружения я получил тяжёлую контузию. Но с помощью сослуживцев выжил и вышел вместе с ними. За проявленные мужество и героизм награждён медалью «За боевые заслуги».

На переформировании меня назначили военфельдшером в 1-й штурмовой батальон 40-й армии. С ним я прошёл с боями Румынию, Венгрию и закончил войну в Чехословакии. Не раз приходилось брать в руки автомат и наравне с бойцами отражать атаки врага.

Особенно запомнился ожесточённый бой за железнодорожную станцию и город Кремница на южном склоне хребта Велька Фатра. Наш батальон ворвался в него одним из первых. В числе награждённых была и моя фамилия: я получил орден Отечественной войны 2-й степени и был повышен в звании до старшего лейтенанта.

Подготовил Борис Ердяков.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии