ГлавнаяОбществоУчительства почетная стезя...
24.01.2017
Рубрика: Общество
Просмотров: 1235
Учительства почетная стезя...

Серафима Борисовна Попова – из поколения детей войны, на долю которого выпала нелегкая работа по возрождению народного хозяйства в послевоенные годы. Но педагогический труд был не менее значим и труден, чем деятельность, связанная с производством, строительством или сельским хозяйством...

Отец благословил…

Сима Белорыбкина была младшим ребенком в семье. Родилась она в деревне Восход Быдановского сельсовета, семилетку окончила в д. Быданово, но даже после школы была по-детски щупленькой и хрупкой. А из ребенка какая работница? Отец, успевший отслужить еще в царской армии (дома и теперь хранится его фото в военной форме!) и в свое время получивший небольшое образование, а к началу сороковых работавший, как и супруга, в колхозе, по сути, настоял на том, чтобы Серафима пошла по педагогической стезе. Тем более перед глазами был пример старшей сестры Марии, которая успела поработать в Прокопьевской школе перед призывом в 1942-ом в армию, и брата, поступившего в педучилище… Так, Серафима стала студенткой педагогического училища в Белой Холунице.

Мир не без добрых людей!

В 1946-ом ее, «свежеиспеченного» учителя начальных классов, распределили в Ленинградскую область, в районы, пережившие немецкую оккупацию.

– В Осьминский район нас приехало 6 человек. Теперь живы только я да Александра Павловна Катаргина, возглавлявшая прежде школу в Дубровке, – вспоминает ветеран-педагог.

Серафима Борисовна попала в весьма отдаленную сельскую школу, что расстроило ее до слез: подруги остаются в райцентре, а ей ехать в полную неизвестность за 40 км!

– Пока я плакала в коридоре роно, из кабинета заведующей вышел пожилой мужчина и поинтересовался у моих подружек, чем я так расстроена. Затем он вернулся в кабинет, а выйдя обнял меня по-отечески и предложил поехать в их семилетку. В почти не разоренной деревне в 28 км от райцентра учительница начальных классов уходила в декретный отпуск, и ей срочно требовалась замена.

Весь учебный год Серафима Борисовна прожила в Будилово, в комнате дочери директора школы Павла Фёдоровича, уехавшей учиться в Питер. О семье своего руководителя, да и обо всех, с кем довелось общаться и работать на ленинградской земле, она до сих пор вспоминает с теплотой и благодарностью: к приезжим педагогам люди относились с уважением и даже сочувствием, помогали, чем могли.

А к началу следующего учебного года неожиданно освободилось место в школе райцентра, как раз в той, где работала лучшая подружка – Люба. Павел Фёдорович сам отвез Серафиму в райцентр, познакомил с директором нового образовательного учреждения – тоже на редкость простым и душевным человеком…

– Тот год оказался очень насыщенным! Отучив классы (Люба второй, я четвертый), мы отправлялись в клуб, на танцы, не пропустили ни одного кинофильма, знакомились с молодыми людьми… Вместе уехали в отпуск, а по возвращении выяснилось, что меня вновь ждет перемена места работы…

Серафима Борисовна возглавила очередную деревенскую начальную школу, только теперь она одна работала со всеми четырьмя классами – 16-ю учениками. Несмотря на крайнюю бедность, дети тянулись к знаниям и с удовольствием участвовали во всем, что придумывала для них учительница: старательно разучивали стихи к праздникам, готовили из подручных материалов украшения для новогодней елки…

– На месяц давали 8 кг муки – мы сами пекли хлеб. И 400 г сахара, который в случае отсутствия заменяли на 800 г печенья. Его с голодухи да в напряженной подготовке к урокам съедали, конечно, за несколько дней!

В родные места!

Так прошло два года… А затем тоска по родному краю и желание быть ближе к немолодым уже родителям взяли верх. К тому же Серафима получила весточку: приезжай, мол, домой, и здесь учительская работа найдется. С прежнего места ее, правда, отпустили не сразу: помогла инспектор, увидевшая и достижения, и условия, в которых приходилось жить молодому педагогу. Уговорила заведующую роно: «Отпустите девочку, она трудится на совесть, но в ее жизни нет ничего, кроме работы!»

В Белой Холунице заведующий отделом народного образования Иван Дмитриевич Котов определил Серафиму Борисовну в Шитовскую семилетку. Предупредил: «Вам достанется третий класс, в котором учатся в основном детдомовские ребятишки. Справитесь – значит, будете обеспечены работой!» На счастье, у воспитанников детдома оказался хороший воспитатель, рекомендовавший обращаться к нему при любых трудностях…

– 1 сентября провели линейку, вошли в класс, стали знакомиться. Веду урок, другой – без происшествий! Воспитатель Дмитрий Васильевич неделю следил за учебным процессом и только удивлялся: ничего «страшного» не происходит! Так и влилась в класс, подружилась с ребятами. Не знаю, чем взяла их, что стали меня слушаться. Всех отучила и успешно выпустила, – рассказывает педагог-ветеран. – А на следующий год меня перевели в старшие классы – преподавать русский язык и литературу. Прежняя учительница, Вера Никифоровна, была уже старенькой, часто болела, а учеников в одном только 7 кл. насчитывалось 27 человек…

Не наукой единой…

Уже с первых дней работы в 5 – 7 классах Серафима Борисовна почувствовала, что нужно повышать квалификацию. И поступила в Омутнинский пединститут. По окончании вернулась в родную Шитовскую школу. Завучем и учителем физкультуры здесь уже работал Иван Андреевич Попов – однокашник Серафимы по педучилищу, который вместе с нею был направлен в послевоенную Ленинградскую область… За год совместной педагогической деятельности коллеги сблизились, присмотрелись друг к другу и… создали семью! А на следующий учебный год глава получил назначение директором в школу с. Всехсвятского. С ним отправилась и Серафима…

– Образовательное учреждение здесь было большое – около 100 учащихся! – вспоминает С.Б. Попова. – Для учеников из самых отдаленных деревень действовал интернат, в котором работали воспитатель и повар: детям предоставлялось трехразовое питание. Учились ребятишки с желанием – никогда не замечала, чтобы к школьной жизни они относились без интереса или с неохотой ходили на занятия…

Работать чете Поповых, как и другим педагогам, приходилось много, и не только на уроках: сами занимались и ремонтом, и заготовкой дров. Немалая помощь поступала от родителей учащихся: Иван Андреевич находил подход к любому человеку и сполна проявлял организаторские способности, что по достоинству и с удивлением оценивали коллеги и руководство. Взять хотя бы дотошность и педантичность, с которой проводились родительские и партийные собрания – с точностью до минуты, непривычной даже в райцентре.

Неутомимая и самостоятельная

Вскоре Всехсвятская школа стала восьмилетней. Серафима Борисовна вновь повысила квалификацию на специальных курсах и вернулась к своим подопечным, которых не смогла бросить даже по достижении пенсионного возраста. Она доработала в образовательном учреждении до 1990-го, когда здоровье уже сдавшего директорский пост Ивана Андреевича пошатнулось, и ему потребовался постоянный уход.

– Учительскому труду я отдала 40 лет, – не без гордости говорит Попова. – Последние годы трудилась в школе техслужащей – не могла сидеть дома…

Серафима Борисовна живет неподалеку от альма-матер, в которой работала столько лет, – в уютном доме, наполненном воспоминаниями, мурлыканием двух кошек и фотографиями детей и внуков, приезжающих летом в гости. Воздерживается от переезда в Сырьяны к дочери, подхватившей из маминых рук педагогическое «знамя», объясняет, что хочет сохранить самостоятельность.

С удовольствием читает: домашнюю библиотеку они с мужем создавали годами, Иван Андреевич трепетно относился к литературе и привозил книги из всех своих поездок. Среди любимых авторов – Симонов, Распутин, Айтматов. По давно сложившейся привычке много текстов заучивает наизусть, справедливо считая, что это помогает работе мозга. В годы учительствования вела кружок «Выразительное чтение», передавая своим подопечным любовь к изысканному слогу.

Вместе с детьми ходила в многочисленные походы по родному краю, кроме русского языка и литературы, преподавала историю, не ограничиваясь лишь школьной программой. На ее счету – сбор и оформление материалов о ветеранах войны села. Может быть, этим и обусловлено особое отношение Поповой к поэзии, посвящённой Великой Отечественной. Как рассказала дочь Серафимы Борисовны Н.И. Бардыш, однажды ей предоставили слово на митинге 9 Мая, не предупредив заранее. Она вышла и к всеобщему удивлению стала наизусть читать стихи…

Не забывает педагог-ветеран и «районку», с которой дружит много лет, не представляя себе жизни без местных новостей. А на встречах с сегодняшними школьниками охотно рассказывает о том, что довелось ей пережить на своем непростом, но таком интересном жизненном пути...

Оксана Савельева. Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии