ГлавнаяОбществоСто лет великого пути
17.10.2019
Рубрика: Общество
Просмотров: 315
Сто лет великого пути

Сколько лет, сколько зим пролетело С той далекой и юной поры! Мы пришли навестить тебя, школа, Здравствуй, дом наш, Встречай. Это мы. Твои дети. Мы разные очень: Кто седой, кто совсем молодой, Озорные, серьезные – все мы Помним первую встречу с тобой. Помню, как тосковали порою, Утирая украдкой слезу. Но с годами ты стала родною, И в душе все твой свет берегут. Маму с папой никто не заменит, Но старалась ты нас обогреть. Помогла в свои силы поверить, Научила себя не жалеть. Кто здесь вырос – все братья и сестры, Интернатскому братству верны, Сколько раз оно в дни непогоды Помогало уйти от беды, Дай почувствовать, будто мы вместе, Хоть на миг окунуться в твой мир. Вспомнить тех, кто уже на погосте, Поклониться им всем до земли. Пусть над школой всегда светит солнце, С каждым годом теплей и светлей, Взрослым всем – благодарных питомцев, Детям – умных и добрых друзей! Галина Нагибина, бывший педагог школы для слабовидящих детей.

Сто лет назад, 19 октября 1919 года, в г. Вятке открылась школа для слепых детей. В 1941-ом ее перевели в п. Белая Холуница.

Вместе со всей страной учреждение пережило военное лихолетье, преодолев трудности с питанием и отоплением путем организации подсобного хозяйства и субботников по заготовке дров. В те годы здесь работали педагоги П.И. Соколов, возглавлявший коллектив, П.Г. Бусыгин, А.В. Кузнецова, З.С. Батенькова, Г.В. Першаков, В.М. Шамуров, З.М. Захваткина, Н.Н. Цветков, Н.В. Перминова, А.Я. Глазунов.

В 1947 году директором школы был назначен Н.В. Кунцов – фронтовик, офицер, талантливый учитель, прекрасный организатор и хозяйственник. За 25 лет его деятельности учреждение преобразилось: были построены новые деревянные здания мастерских и подсобных помещений, сделан пристрой к полукаменному корпусу. А в 1967-ом «выросло» кирпичное двухэтажное здание интерната: дети стали жить в уютных светлых комнатах.

Прекрасный садовод-огородник, Николай Васильевич задумал разбить на территории школы сквер и обустроить пришкольный участок. Под руководством учителя биологии А.А. Зырянова педагоги с детьми посадили деревья, кустарники, сделали цветники. Сквер украсили красивые скамейки и беседка, скульптуры пионера и пионерки. Эстафету озеленения подхватила новый учитель биологии И.А. Шитова – и бывший пустырь превратился в цветущий сад!

Были оформлены спортивные залы, построен каток. С помощью ВОС (Всесоюзное общество слепых) создана материальная база для занятий физкультурой. Спортивные наставники и энтузиасты Б.С. Кокорев и И.А. Соболева воспитали немало спортсменов, прославивших школу на областных, зональных и всероссийских соревнованиях. Учитель географии, завуч, спортсмен, турист и шахматист М.В. Батарин увлёк детей туризмом. А члены возглавляемого им шахматного кружка радовали победами на различных турнирах! Славилась школа и успешными выступлениями художественной самодеятельности.

Директор Н.В. Кунцов по-настоящему сплотил коллектив, объединенный общими целями и задачами. Педагоги не стремились создать для детей-инвалидов «тепличные» условия. Дать глубокие знания, сделать для них школу вторым домом – да! Но не только. Ребят требовалось подготовить к самостоятельной жизни и ее испытаниям, чтобы они не чувствовали себя в обществе изгоями и могли на равных действовать со зрячими людьми, быть борцами.

Примером для воспитанников являлись слепые учителя – яркие и многогранные личности. Особенно тянулись дети к К.С. Каргапольцевой и Н.Н. Цветкову. Их авторитет был безупречен! Ребята гордились, что их любимые педагоги могут и умеют всё! Все наставники прекрасно справлялись с поставленными задачами. Успешная спортивная работа, развитие музыкальных способностей учащихся, обучение их пению и игре на музыкальных инструментах, в том числе духовых (в оркестре), навыкам самообслуживания, самостоятельности, общения с окружающими людьми, культуры поведения, уважения к труду и людям труда. «Смотреть вперед и думать о будущем детей!» – таким был девиз педагогов школы.

Замечательно, что в коллективе работало много мужчин! Кроме упомянутых – М.М. Шитов, Н.Г. Кузнецов, В.Г. Зубарев, И.С. Каргапольцев, М.М. Мохов. У многих детей война отняла отцов, и они тянулись к мудрым наставникам, как цветочки к солнцу.

Заботясь о повышении квалификации педагогических кадров, Н.В. Кунцов направлял их в Ленинградский педагогический университет им. А.И. Герцена. В 1979 г. специальность тифлопедагога (учителя школы слепых и слабовидящих детей) и дипломы о втором высшем образовании получили Г.Н. Нагибина, Т.М. Осетрова, М.А. Тукмачёва, Г.С. Симонова, позднее – И.А. Шитова и И.А. Рязанова.

Жизнь в интернате не затихала даже в выходные дни: работали клубы и кружки по интересам, проводились занимательные игры и конкурсы. Зимой и дети, и взрослые вставали на лыжи. Однажды в школу неожиданно приехала инспектор облоно Т.И. Шамова, а дежурный доложил, что все на лыжной прогулке. Любовь к спорту прививал учитель Б.С. Кокорев. Под его руководством даже тотально слепые дети самостоятельно ходили по проторенной лыжне…

Но самыми любимыми воскресными праздниками были групповые дни рождения! «Именинная группа» с большим энтузиазмом готовилась к событию. Вот где фантазия била ключом! В каждом концерте была своя изюминка! Конечно, это создавало дополнительную нагрузку на воспитателей и учителей музыки, но праздники удавались на славу!

В 1976-ом директором школы стала Э.В. Шишкина. Энергичный, целеустремленный человек, она буквально «отвоевала» для школы здание бывшего общежития завода. Вместо старого, ветхого помещения по ул. Ленина дети получили новый учебный корпус, где на двух этажах разместились просторные классы. Работники школы также с восторгом приняли это известие: они с воодушевлением приводили здание в порядок, оборудовали учебные комнаты и кабинеты.

Эмма Васильевна оживила работу художественной самодеятельности. Были сшиты нарядные костюмы для выступлений, возобновились поездки воспитанников на различные областные и зональные конкурсы, где они вновь и вновь становились лауреатами и победителями. Большая заслуга в этом принадлежала музыкальному руководителю, талантливому музыканту В.Г. Шитову. У учреждения даже появился свой гимн!

После окончания Белохолуницкой неполной средней школы выпускники продолжали учебу в Верхнепышминской (Свердловской) и Костромской средних школах, поступали в вузы, медицинские и музыкальные училища, становились квалифицированными рабочими на предприятиях ВОС, передовиками производства. Приятно сознавать, что многие стали преподавателями, музыкантами, мастерами массажа, журналистами, административными работниками ВОС. Кто-то продолжал совершенствовать спортивное мастерство, добился новых успехов… Как заботливые родители, учителя болели за своих учеников, радовались их успехам, поддерживали при встречах и в переписке…

С большой теплотой и благодарностью воспитанники школы вспоминают и врача-окулиста В.А. Шуину – с виду строгую, но добрую, внимательную и заботливую женщину. Среди педагогов любовь и уважение снискали также И.С. Огнёва, Г.В. Кокорева, Г.А. Блинова, Н.Г. Кузнецов, А.Ф. Николаенко, К.И. Тукмачёва и др.

Многих ветеранов, к сожалению, уже нет, но оставшиеся связь с выпускниками не прерывают. К примеру, в приветливый дом Г.Н. Нагибиной, известной землякам поэтессы, до сих пор с удовольствием приходят друзья, коллеги, бывшие ученики. Для всех она яркий пример мужества, стойкости и жизнелюбия. После окончания Костромского пединститута Галина Николаевна 33 года преподавала в родной школе математику. У нее три высших образования! Она вырастила двух прекрасных дочерей, обожает троих внуков. И по-прежнему является мудрым наставником для молодых!

Ещё одной жемчужиной школы стала музыкальный руководитель, высококвалифицированный педагог С.А. Усцова, 28 лет отдавшая школе. Поражает ее неистощимая энергия, ответственное отношение к любому делу. В кабинет музыки дети всегда входили с почтением: их не оставляло равнодушными оформление в стиле русской избы, знакомство с традициями и творчеством русского народа, национальные костюмы. Светлане Алексеевне удавалось находить у детей, зачастую брошенных родителями, искорки таланта и бережно его развивать! Успехами радуют Юля Крутихина, Лида Мансурова, Надя Лубнина и другие ученики…

Значимыми событиями для коллектива всегда были дни рождения школы: к юбилеям готовились задолго, в ожидании встречи с выпускниками разучивали концертные номера, оформляли стенды, альбомы, выставки. Сколько было волнующих выступлений, рассказов, воспоминаний! «Здесь было по-домашнему уютно, здесь было по-отечески тепло…» – врезались в память строки одного из стихотворений… Как клятва звучали слова гимна школы: «Долго будем помнить школу дорогую, школу дорогую, интернат. Каждый наш учитель или воспитатель был отцом и мамой для ребят…»

Т.М. Осетрова ведет урок литературы.

Ветераны школы-интерната для слабовидящих детей.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии