ГлавнаяОбществоШкола жизни – интернат
03.12.2021
Рубрика: Общество
Просмотров: 362
Школа жизни – интернат

Ольховка – лесной поселок вдали от больших дорог. В 1970 году отсюда уехали последние жители… Но мы помним свою малую родину. Ежегодно во вторую субботу августа стараемся встретиться в родных местах. Вспоминаем детство и, конечно, школьный интернат. Что он дал, чем помог в жизни...

Бывший интернат Климковской школы. 2021 год.

Пути нелегкие лесные...

В п. Ольховка была только начальная школа. С 5 класса дети уезжали на учебу в п. Климковка или п. Чёрная Холуница (по выбору родителей), где жили в интернате. В субботу их привозили на побывку домой, а в воскресенье увозили обратно. Что и говорить, трудно нам было, голодно, да и по дому очень скучали… Но преодоление таких проблем, как бездорожье, ходьба пешком в отсутствие транспорта, научило выносливости.

Когда дороги приходили в проезжее состояние, пользовались автобусом. Впрочем, «перевозчиком» могла стать и грузовая машина, сверху крытая брезентом (в ней много свежего воздуха, но холодно!), и «мармон» – так мы называли фургон, плотно укупоренный, как термос, с одним окошком. Поездка в нем была незабываемой! Детей набивалась масса, воздуха не хватало, душно было аж до тошноты… «Мармон» переваливался с боку на бок на ухабах, и мы, держась друг за друга, переваливались вместе с ним. Если машина ломалась или застревала в очередной яме, приходилось идти пешком.

Однажды глубокой осенью шли от суборника (самого гиблого для транспорта места примерно в 7 км от Климковки), когда нас догнала машина с металлоломом. Шофер в удивлении остановился: откуда столько детей на дороге поздним вечером? Он позволил нам залезть на кучу металлолома, чтобы немного сократить пеший путь. Как же страшно было ехать, ухватившись за какую-то железку и всем телом прильнув к ней! И как шофер не побоялся взять на себя такую ответственность? Спасибо ему, конечно, за сочувствие к нам – довез до поворота! Оттуда еще 15 км ходьбы оставалось…

А вот еще случай… Я уже училась в 9 классе, задержалась в школе из-за отработки практики, домой пошла одна. Стоял июньский теплый солнечный день… Дорога была знакомая, сухая, но в середине пути она проходила по густому ельнику – деревья здесь ветвями закрывали небо и солнце. Страшноватый участок, который хотелось поскорее проскочить. Я летела по нему, не чуя ног! Как вдруг лес резко закончился – я выскочила в делянку, на простор, на солнце… Здесь, как оказалось, еще трудились лесозаготовители, но ждать окончания их рабочего дня, чтоб нас вместе доставили домой, не захотелось… Пошла пешком, но уже спокойным шагом…

Самостоятельность – с детских лет

Интернатская жизнь приучила к самообслуживанию и общественному труду. Мы мыли полы, носили дрова и воду из колодца, содержали в порядке свою кровать и полку в тумбочке.

Как-то зимой (я тогда еще училась в пятом классе) подошла моя очередь принести воды в бачок для питья. Что сложного? Колодец рядом, сруб мне по колено… Но он обледенел, да и вокруг был сплошной лед. Я с ужасом смотрела на зияющую огромную дыру в колодце и безумно боялась подойти к ней! Не помню, как и сумела, но воды все-таки два ведра принесла. Однако ощущение ужаса осталось в памяти на всю жизнь…

Интернат научил нас правильно расходовать деньги, экономить. Отправляясь в воскресенье из дома, мы везли с собой три рубля денег и еду: килограммовую пачку сахара-рафинада, литровую банку варенья, пирогов, хлеба и всего другого, что только можно было взять. По приезду устраивали «пир» из скоропортящихся продуктов и блюд. А потом, что называется, затягивали пояса… Прожить на три рубля шесть дней было трудно, но возможно.

Ребята организовали в своей комнате коммуну: в воскресенье собирали деньги в общаг, руководил которым мой брат – девятиклассник. И до субботы все они были сыты! Девчонки до такого не додумались, поэтому частенько голодали. Однажды в пятницу вечером сидим мы в комнате без денег, без хлеба – горюем… Вдруг забегают к нам мальчишки помладше, увидели нас, печальных, и убежали. А вскоре возвращаются с… хлебом, намазанным маргарином! Нашей радости и удивлению не было предела! Какие, оказывается, добрые у нас парни! Хлеба дали и даже маргарином намазали! Потом узнали, что младшие с озабоченным видом прибежали в комнату к ребятам со словами: «Там девки голодные сидят!»

Маленькие радости

Самый беззаботный год в плане питания наступил для меня в 6 классе. В школу со мной начал ездить младший брат – пятиклассник. А старший, десятиклассник, жил в маленькой комнате с двумя одноклассниками, деньги были доверены ему, тумбочка с продуктами тоже стояла у него. Но в любое время мы с младшим прибегали и брали, что надо.

Однажды мы, три девочки, упросили воспитательницу проводить ее до дома после работы (в 10-ть вечера!). Перед домом она говорит: «Ну, раз дошли – заходите». Мы зашли. На кухне встречает нас ее дочь, наша ровесница. Мать велела ей поставить на стол чугун горячей картошки (такую варили для скотины), чашку свежего меда, налить всем молока. «Угощайтесь!» – сказала. Мне навсегда запомнился взгляд этой девочки, в котором читалось искреннее удивление… Даже недоумение… По сути, шоковое состояние! Но мы, отбросив стеснение, набросились на еду. Домой шли сытые, веселые и довольные.

Вспоминают друзья

«Я уже в 5 классе считала деньги. Мне нравились булочки с посыпкой за 3 копейки. Суп стоил 4 копейки. И всегда раздумывала, что лучше купить: булочку или суп? В итоге обедала на 10 копеек: суп, рожки, чай. Надо было рассчитать деньги на неделю».

 «Помню овсяную кашу: дадут огромную тарелку, съешь – и долго сытый. Конечно, невкусно, зато наедаешься!»

«В доме должен быть всегда запас еды, хлеб. Ведь чувство голода возвращается».

«Было голодно, но его перехлестывало общение».

«Голод держит организм в тонусе. Мы не болели».

«Чувство голода из детства ушло во взрослую жизнь. Выработался условный рефлекс: если я приехала куда-то, надо сразу садиться есть».

Несмотря на трудности, жили мы весело и интересно. Беды и радости у всех одинаковые. Было с кем поговорить, посекретничать, но и повздорить тоже. Детство – оно и в интернате детство! Играли в разные игры, устраивали праздничные вечера: Новый год, 23 февраля, 8 Марта. К праздникам готовили концерт и выступали в клубе в п. Ольховка. Запомнилась беспроигрышная лотерея! А еще читали книги, ходили в кино и учились. Выполняя домашнее задание, помогали друг другу, старшие следили за младшими – это все естественно. «Не представляю, что получилось бы из меня, если бы я жила дома, а не в интернате. Как бы тогда учила уроки?» – этой мыслью нередко задавался каждый из нас.

После нескольких лет интернатской жизни создалось братство, ведь интернатская дружба – особая, крепкая. За эти годы мы научились жить в коллективе, в обществе, быть самостоятельными в поступках, ответственными за свои дела и слова. До сих пор общаемся, радуемся встречам, особенно в родных местах. Общение происходит на простой волне – как раньше, в детстве. Душа вспоминает прежнее состояние, и мы забываем о своем возрасте…

Учащиеся Климковской школы, проживавшие в интернате. 1967 год.

Наталья Дербышева.

Фото из архива Натальи Дербышевой и Людмилы Юдиной.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии