ГлавнаяОбществоРост тарифов – под контролем
05.09.2013
Рубрика: Общество
Просмотров: 929
Рост тарифов – под контролем

С 1 июля 2013 года в Кировской области произошло очередное повышение тарифов и соответственно платы граждан за коммунальные услуги. Эта животрепещущая тема стала поводом для большого разговора редакторов районных СМИ с зам. руководителя региональной службы по тарифам Кировской области Н.В. Мальковым.

Почему растут тарифы?

– Тарифная политика на территории вятского региона, как и по всей стране, соответствует параметрам социально-экономического развития, предусмотренным правительством РФ, – подчеркнул Николай Владимирович, предваряя беседу. – Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса, будь то вода, тепло, электричество, газ. Затраты эти связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью оборудования, способом производства, количеством потребителей и т. п. Отсюда и различие в величине тарифов и соответственно платежей.

Основными причинами роста тарифов являются инфляционные процессы, которые повлияли на увеличение цен на топливо и электроэнергию, и рост расходов на материальные ресурсы и прочие услуги, необходимые для содержания и ремонта технологического оборудования, которые ресурсоснабжающие организации приобретают по рыночным ценам.

Больше всего вопросов вызывает, как правило, тепловая энергия, составляющая львиную долю суммы за «коммуналку». В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам предельный рост тарифов на тепловую энергию на территории Кировской области установлен в размере 14,4 проц. Но фактически, с учетом принятых решений, данный показатель составляет 11,4 проц. Уточняю: в среднем по области! Для каждой теплоснабжающей компании он различен: у кого-то рост выходит 5 проц., а у кого-то все 15-ть.

Еще одна не менее важная строчка в квитанции – водоснабжение. Здесь фактический рост в среднем по области закрепился на уровне 10,3 проц. при установленном приказом ФСТ России 11,2. Наибольшие расходы при оказании данной услуги связаны с ремонтными работами и электроэнергией, цена на которую для предприятий в настоящее время не регулируемая. Отсюда и увеличение стоимости водоснабжения и водоотведения.

Максимальный и минимальный уровни тарифов на электроэнергию для граждан также устанавливаются Федеральной службой по тарифам. На сегодняшний день рост составил 15,2 проц. для жителей города и 15 проц. – для жителей сельской местности. Пока стоимость электричества для горожан установлена на уровне 2,96 руб., а для сельчан – 2,07 руб. за 1 кВт/ч. При этом тарифы для населения и приравненным к нему категориям потребителей в 2 раза ниже экономически обоснованного уровня. Иными словами, граждане оплачивают только 50,7 проц. фактической стоимости электроэнергии (в 2012 году – 50 проц.), промышленные потребители по-прежнему дотируют население. Расчетный объём перекрестного субсидирования на 2013 г. составил 2472,1 млн. руб., или увеличился на 185,6 млн. руб. к 2012 году (2286,5 млн. руб.).

Еще один показатель – сжиженный и природный газ. В среднем по области его стоимость увеличилась на 15 проц. Вместе с тем рост цен на данный ресурс дифференцирован и зависит от вида использования – пищеприготовление или отопление. А кроме того, от оптовой цены, транспортировки и снабженческих услуг. С учетом сдерживания розничных цен на сжиженный газ на уровне 15 проц. установленные цены для населения ниже экономически обоснованных на 37 проц., расчетный убыток от реализации ресурса – 150 млн. руб., в связи с чем в областном бюджете предусмотрены дотации на покрытие убытков газоснабжающей организации.

В соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации в целях обеспечения прозрачности и открытости деятельности организаций, осуществляющих холодное и (или) горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, и защиты интересов потребителей информацию об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат, необходимо размещать (раскрывать) на официальных сайтах организаций коммунального комплекса, на сайте регулирующего органа (РСТ Кировской области: www.rstkirov.ru, раздел «Стандарты раскрытия информации»), а также на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций в течение 30 дней после получения запроса, – отметил Н.В. Мальков.

От чего зависит плата?

– Сфера ЖКХ – отрасль социально ориентированная, в связи с чем стоимость коммунальных услуг как жизненно важных должна быть доступна для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов и контролем величины затрат коммунальных предприятий реализуются меры, направленные на ограничение платы граждан за коммунальные услуги.

Плата за услуги ЖКХ зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жильцам в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета и т. д. Размер её рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Правительством Российской Федерации принято решение о недопущении резкого роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году. В феврале заместитель председателя правительства РФ Д. Козак подписал перечень поручений по вопросам оплаты гражданами коммунальных услуг во II полугодии текущего года, согласно которым в субъектах Российской Федерации необходимо принять решения, обеспечивающие недопущение роста платы граждан за коммунальные услуги более чем на 6 проц. в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем декабря 2012 г. Имеется в виду, что увеличение платы граждан допускается только во II полугодии текущего года не более чем на 12 проц. при условии отсутствия роста в I полугодии. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 раздела II поручений от 01.03.2013 № ДК-П9-1327 указанные ограничения не распространяются на муниципальные образования с преобладанием в структуре совокупного платежа населения услуг электроснабжения и газоснабжения (в указанных случаях прирост платы не должен превышать 15 проц.).

Например, тарифы на тепловую энергию, установленные РСТ Кировской области, теплоснабжающая организация применяет в следующих размерах:

- в декабре 2012 г. – 1931,06 руб./Гкал;

- в I полугодии 2013 г. – на уровне действовавшего в декабре 2012 г. тарифа – 1931,06 руб./Гкал;

- во II полугодии 2013 г. – 2147,34 руб./Гкал с ростом 11,2 проц. к тарифу, действовавшему в декабре 2012 года. Норматив на отопление на территории поселения установлен решением органа местного самоуправления в объеме 0,021 Гкал/кв. м в месяц.

Таким образом, стоимость за отопление с 1 кв. м общей площади составляет:

- в декабре 2012 г. – 40,55 руб./кв. м в месяц;

- в I полугодии 2013 г. – 40,55 руб./кв. м в месяц;

- во II полугодии 2013 г. – 45,09 руб./кв. м в месяц.

В результате среднегодовая стоимость за отопление с 1 кв. м общей площади составит 42,82 руб./кв. м (40,55 руб./кв. м х 6 мес. + 45,09 руб./кв. м х 6 мес.) : 12 мес.).

Рост среднегодовой стоимости за отопление с 1 кв. м общей площади по отношению к стоимости в декабре 2012 года составит 5,6 проц.

При оборудовании квартир индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов (водоснабжение, водоотведение) рост платы за коммунальные услуги рассчитывается в сопоставимых объемах.

Учитывая, что в некоторых муниципальных образованиях рост платы граждан превысил 12 проц. за счет роста экономически обоснованных тарифов на коммунальные ресурсы более чем на 12 проц., а также в связи с увеличением нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях недопущения необоснованного роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с распоряжением правительства Кировской области от 22.01.2013 № 8 «Об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году» решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 23.01.2013 № 1 предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для всех муниципальных образований области установлен на II полугодие в размере 112 проц.

Приведение платы граждан к установленному для муниципального образования предельному индексу осуществляется органами местного самоуправления. В настоящее время в 234 МО приняты решения об утверждении стандартов уровня платежей, направленные на сдерживание роста платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которыми она определяется, исходя из тарифа на соответствующую коммунальную услугу с учетом утвержденного стандарта. Остальная часть экономически обоснованного тарифа возмещается ресурсоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета. Средства на эти цели предусмотрены на 2013 год в размере 271,15 млн. руб.

С 01.07.2013 на территории области, помимо тарифов, изменились и нормативы на услуги водоснабжения и водоотведения, и, кроме того, вступили в действие нормативы на общедомовые нужды. В связи с этим не исключены случаи, когда специалисты управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций по тем или иным объективным причинам могут совершить при начислении коммунальных платежей технические ошибки.

В случае выявления нарушений рекомендуем обращаться в организации, осуществляющие начисления. Но если разъяснений не поступило, информацию надо направлять в:

- государственную жилищную инспекцию Кировской области;

- региональную службу по тарифам Кировской области;

- департамент ЖКХ Кировской области;

- департамент энергетики и газификации Кировской области (в отношении нормативов на электроэнергию на общедомовые нужды), – подытожил Н.В. Мальков.

Комментарии

Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии