ГлавнаяОбществоРафаил из Климковки – не Рафаэль, но все же...
14.01.2014
Рубрика: Общество
Просмотров: 1684
Рафаил из Климковки – не Рафаэль, но все же...

Среди домов, выстроившихся вдоль центральной улицы поселка Климковка, один сразу же бросился в глаза. На фасаде – цветочная композиция, часы, рыцари на карауле, а белая пунктирная линия объединяет жилое здание, двор, гараж и забор в единое целое. Подумалось: у такого оригинального строения и хозяин должен быть необычным!

Рафаил Николаевич Лыжин – один из мастеров на все руки, которых немало среди представителей старшего поколения. Кому-то такие умельцы, как он, кажутся чудаками, но сколько же тепла, света и радости приносит общение с ними!

– Мой дом вместе с забором и гаражом действительно задуман как композиционное целое. А началось все в 1985 году: тогда я влюбился в одну женщину и хотел, чтобы ей понравился внешний вид моего гаража. И добился цели!

Сегодня нет в живых той, ради кого прилагались старания, но жильё и подворье мастера продолжает «обрастать» новыми элементами дизайна. В своё время был создан палисадник причудливой формы, да со временем обветшал – пришлось убрать. А затейливый цветочный узор «распустился» на фасаде более трех лет назад. Решение приняли Рафаил и его сестра Анастасия Николаевна Подболотова – художница по образованию. Сам-то Лыжин не устаёт повторять: «Жаль, что я не художник!» Между тем, именно из-под его руки вышел изящный рисунок. За основу взят орнамент чугунного художественного литья: по-видимому, задумано изделие было как ступенька церковной лестницы, но побывать в употреблении не успело.

Узорчатая плита принадлежала отцу Лыжина, а теперь и Рафаил не хочет расставаться с ней: даже приезжему представителю музея отказал.

Узор с элемента литья он копировал выборочно, чтобы не перегрузить стену: руководствуясь принципами японской живописи, мастер счёл, что рисунок должен быть лаконичным, одноцветным, чтобы действительно радовать глаз. Работать пришлось без использования технических средств: прямо в маленькой кухне, глядя на «чугунину», укрепленную на печке, Лыжин переносил на лист ДВП линию за линией.

К «цветочной корзине» вскоре добавились часы, когда-то подаренные жителем города (их для начала пришлось отремонтировать), а также две чеканки с изображением рыцарей, которые из дома одного белохолуницкого ветерана хотели просто выбросить при переезде, да отдали климковскому выдумщику. А он их «пристроил на стенку – охранять часы».

– Сомневался, конечно, неудобно как-то вывешивать своё творение на всеобщее обозрение: что люди подумают, как отнесутся к этому? Но и односельчанам, и приезжим понравилось – настолько, что просили, мол, изготовьте нам такое же!

Мастер отказывался, ссылаясь на возраст – восьмой десяток все же. Предлагал: сфотографируйте да сделайте сами.

Впрочем, Рафаил Николаевич явно не привык сидеть без дела. Уроженец Климковки, кем только он ни был в свое время! Начинал шофером после учебы в ДОСААФ. Затем было ФЗО в Синегорье, потом работал и в кочегарке, и электромонтером связи, и плотником, и слесарем по швейным машинам. Сегодня иногда тоже ремонтирует их, хотя зрение уже не то. Сетует, что для старинных машинок теперь не найти деталей, но современную технику не ругает.

Нахваливает Рафаил Николаевич детей и внуков: считает, что рисуют они лучше, чем он, – настоящие художники! И живут рядом. Правда, всё время и силы у них отнимают работа и быт, так что на творческую деятельность ничего не остаётся. Но к его увлечению молодое поколение относится с пониманием.

Двор Лыжина столь же необычен: на стенах разместились портреты известных людей в последовательности, заданной опять-таки творческими соображениями хозяина. Показывая свои владения, умелец сокрушается: «До 1990 года двери не запирались нигде – что в Климковке, что в Белой Холунице. Это позднее началось воровство, пришлось ставить где замки, а где и решётки».

Очевидно, главное помещение во дворе – сарай с надписью на входе «Двери в рай». Внутри – маленькая мастерская, вместившая всё необходимое: абразивный круг, полный набор инструментов, станки – токарный и самодельный сверлильный. Как выражается хозяин, здесь он проживает самую интересную часть своей жизни: вытачивает необходимые детали, выполняет мелкий ремонт… С гордостью говорит: «Как-то пригласил сюда электриков из райцентра, они взглянули на мастерскую и подтвердили: вот уж действительно рай для творческого человека!»

К техническому творчеству Рафаил Николаевич пристрастился уже в зрелом возрасте. И оборудованию по 25 – 30 лет: по его меркам, совсем не старое. Вспоминает, как приходилось в прежние годы выдумывать, изобретать что-то, и какая тогда была взаимопомощь! С особой теплотой отзывается Лыжин о Юрии Николаевиче Крылове, педагоге и энтузиасте в области техники: «Это сколько ж он сделал за годы своей работы!»

…Время беседы пролетело незаметно; расставаться с необычным домом и его увлечённым хозяином не хотелось: тем для обсуждения ещё нашлось бы немало. И лишь один вопрос терзает после нашей неожиданной встречи: почему никто не обратил внимание на такой дом и не зашёл к доброму чудаковатому мастеру, чтобы поговорить с ним и рассказать потом о нём хотя бы в масштабах района… Может, пригляделись, привыкли и перестали замечать красоту, которая рядом?..

Оксана Савельева. Фото автора.

Комментарии

Гость, 13.01.2014

Молодец!

Гость, 07.11.2014

Да, это большой руки мастер. Добрый чудак. И совсем не правда, что к нему не заходят. И заходят, и пишут, и снимают.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии