ГлавнаяОбществоПротив пьянства и разгильдяйства
26.02.2011
Рубрика: Общество
Просмотров: 1786
Против пьянства и разгильдяйства

С первого номера газета «Знамя коллективизации» повела непримиримую борьбу не только с классовым врагом – кулаком, но и с явлениями, тормозящими социалистическое строительство, – пьянством и разгильдяйством. Так, 22 февраля 1931 г. на 2-й странице помещена корреспонденция «К ответу разлагателей колхозного движения». В ней авторы (коллективный псевдоним «Коммунары») сообщают, что «…председатель коммуны «Новый труд» (образовалась в марте 1930 г. в с. Всехсвятском) 25-тысячник Кочкин и член правления Анфилатов Н.П. устроили грандиозную попойку», в которой участвовало всё правление и ревкомиссия.

«…Деньги выделяются больше на пьянство, чем на хозяйственные нужды, – информируют внешкоры. – Однажды Анфилатов, напившись, поднял дебош. «Кто мне укажет, – кричал он, – что я пью? Я – член правления!»

Пьянство членов правления привело к массовому пьянству среди рядовых коммунаров. Некоторые пьянствуют беспросыпно по 17 дней. Председателя правления Кочкина видят пьяным каждый день. До безобразия упала дисциплина. От постоянного пьянства заболел счетовод Анфилатов И.Н. Коров целый месяц кормят одной овсяной соломой и поят холодной водой. Коровы уже не встают. Зарезали свинью под 150 кг, так половину туши забрал предревкомиссии. А некоторые члены правления спекулируют мясом конины после убоя.

«Весна застаёт коммуну врасплох, – обеспокоены авторы публикации. – Просим привлечь к ответственности пьяное правление, доведшее до распада одну из лучших коммун».

Жирным шрифтом под корреспонденцией выделена приписка от редакции газеты: «Ждём от Всехсвятской партячейки сообщения о принятых мерах».

А в коллективной заметке (№ за 8.03.1931 г.) рабкоры И. Елькин, В. Зонов, М. Груничев и М. Разницын бьют тревогу: «На заводе завёлся «гнойник». Спилась вся верхушка административно-хозяйственного персонала». И приводятся примеры: «Зав. производством Шитов закатил грандиозный бал для дирекции по случаю встречи Нового года… Пом. директора Моргунов показал пример изумительного пьянства во время командировки в Слободской… Пом. директора Полудницын и мастер ремонтного цеха пьянствуют беспросыпно. От них не отстаёт зав. кузнечным цехом Селиванов… Зав. литейным цехом из-за пьянства не является на работу… Зав. сборочным цехом Савельев пьянствует систематически. Везде заявляет: «Ненавижу стенгазету» (она его «продёрнула»). …Зав. электростанцией Казаков вместо командировки пьянствовал целый день».

А вывод такой: «Завод болеет. «Гнойник», свивший гнездо на заводе, должен быть удалён хирургическим путём!»

Из газетных публикаций можно сделать заключение, что таким поведением отличались не низы, а те, кто при Советской власти обрёл начальственный статус. Это подтверждает ещё одна заметка в том же номере («Вместо работы – пьянствует»), в которой рассказывается, что Серкин М.Е., командированный РИКом на подготовку посевной кампании в Михундинский сельсовет, занялся пьянством. В д. Михунда в избе сельисполнителя Серкин был настолько пьян, что не мог сидеть, и его так тошнило, что весь пол облил блевотиной. «Кому польза от таких уполномоченных?» – спрашивает селькор «Око».

Каждый, хоть чуть возвысившийся, считал, что ему всё дозволено. «Киномеханик Полудин, приезжая в с. Всехсвятское, пьянствует, угрожает ребятам наганом и лезет драться… Не мешало бы урезать пыл этого «голубчика», – доводит до сведения властей анонимный автор в заметке «Уймите горячий пыл».

Была ли реакция на эти публикации? Безусловно. Потому что редакция на каждую критическую заметку требовала ответа. Вот, например, руководство завода в № за 26.04.1931 г. сообщает, что «…пьяницы, лодыри и лжеударники, пропившие промфинплан в «пасхальные дни», получили по заслугам: дано выговоров – 89, уволено с предприятия 35 человек».

Что характерно? Являясь активным борцом за укрепление сознательной социалистической дисциплины на предприятиях, в организациях, колхозах, сельхозартелях и коммунах района, редакция газеты была вдвойне требовательной к своим кадрам, даже внештатным. Что подтверждает редакционная статья «За чистоту селькоровских рядов», помещённая в номере за 4.07.1934 г. В ней «нарисован» образ идеального селькора: «Это передовой боец, ударник, командир общественного мнения». И тут же приводится антипод этого образа: «Но вот Шихалеев Иван Матвеевич из Егоровской сельхозартели Васьковского сельсовета – первый лодырь в хозяйстве. Такие селькоры не могут быть в рядах командиров общественного мнения».

Отличительной чертой той эпохи была прямота высказываний. Уже заголовок заметки расставлял всё по своим местам. К примеру, в газете за 14.08.1934 г. читаем: «Избач Красных М.С. не авторитетен». Речь идёт о заведующем Сырьянской избой-читальней, кандидате в члены ВКП(б), и о том, как он растерял свой авторитет: «11 июля пьяный Красных ударил кулаком только что вошедших в пивную сплавщиков Сысолятина И.В. и Машаева М.К., награждая их нецензурными словами. Так «насаждает» культуру избач т. Красных на виду у Сырьянской партийной организации и сельского Совета».

Публикуя подобные материалы, редакция газеты преследовала две цели: во-первых, вызвать общественное осуждение подобных явлений; во-вторых, сформировать у своих читателей стойкое убеждение, что такие поступки – аморальны и противоестественны в социалистическом обществе. Ну а если уж кто-то осознанно нарушает трудовую и особенно государственную дисциплину, то «Знамёнка» на примерах показывает, что их постигает суровая кара. Так, в номере за 14.09.1934 г. опубликована заметка «За саботаж – под суд» за подписью «Н.К.». В ней рассказывается, что «…единоличник д. Залоговской Всехсвятского сельсовета Попов Даниил Прокопьевич никак не хочет выполнять план хлебопоставок. Из задания 5 ц 86 кг по ржи и 3 ц 62 кг по овсу Попов на 10 сентября сдал всего 2 ц 42 кг овса и 2 ц 47 кг ржи. Наложенный сельсоветом штраф в сумме 300 руб. не повлиял на саботажника Попова. Он из общей задолженности около 5 ц увёз в Слободской ещё 85 кг, умышленно оттягивая хлебосдачу. Сельсоветом Попов Д.П. отдан под суд».

А для членов ВКП(б) был свой суд – партийный. В 1934 г. как раз проходила чистка партии. Причём коммунисты и кандидаты в большевики «чистились» на открытых партсобраниях, где каждый член коллектива мог высказать им замечания. Об итогах чистки газета сообщает в номере за 24.10.1934 г.: исключено из членов ВКП(б) 19 человек, из кандидатов – 25, переведено из членов партии в кандидаты – 12, в сочувствующие (была и такая категория) – 3 члена и 6 кандидатов. Всего же в районной парторганизации на тот момент состояло 334 «штыка»: рабочих – 214 (63,69 проц.), крестьян – 91 (27,08 проц.), служащих – 29 (8,63 проц.). Как видим, борьбу за дисциплину коммунисты начинали с себя.

Борис Ердяков.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии