Мне вспоминается один из самых теплых и счастливых новогодних вечеров, проведенный в отчем доме.
Было это в далекой юности... После срочной службы в армии я поступил в университет на один из заочных факультетов и почти сразу стал работать вдали от родителей. А наведывался к ним не чаще одного раза в год, обычно в зимнюю студенческую сессию, и только на считанные дни.
На пятом курсе я решил сдать экзамены пораньше – в третьей декаде декабря, с таким расчетом, чтобы провести пару недель в родном доме и по возможности встретить Новый год в кругу дорогих мне людей.
Они обрадовались моему внезапному появлению, повеселели. Отец стал оживленно рассказывать о своем житье-бытье и завалил меня местными новостями: о дефиците товаров в магазинах, реконструкции основных цехов вагоноремонтного завода, где он работал долгие годы после отбытия 8-летнего срока в лагерях Верхнекамья...
За 2 – 3 часа до полуночи мы накрыли праздничный стол, замечу, что папа никогда не злоупотреблял спиртным и не любил пьяниц, а вот тосты в хорошей компании произносить любил.
И в этот раз он сказал что-то очень простое, но такое важное про уходящий год. Мол, в нем не было особых перемен, но мы к нему за это не в претензии. Главное – все живы, здоровы, и слава Богу!
Мы долго уговаривали маму пригубить хотя бы глоток шампанского. Наконец она решилась: «Выпью капельку – будь что будет. А то когда еще вместе доведется встречать такой праздник!»
Разговор за столом зашел о моих экзаменах, учебе. Родители меня хвалили. «Ты вроде единственный будешь из нашей родни, кто получит университетский диплом!» – с гордостью сказала мать.
Пришла очередь подарков – я достал из дорожной сумки теплое белье для отца и цветастый шерстяной платок для мамы. Они не скрывали своей радости...
И вот бой курантов, мы втроем, тесным кружком, сдвинули бокалы с шампанским и долго желали друг другу здоровья, мирного неба, счастья...
Затем настала пора поглощения горячих пельмешков, хрустящих огурчиков и красных помидоров домашнего соления, особое усердие в котором проявлял хозяин дома. Для засола он использовал 20-литровую дубовую кадушку собственного изготовления, причем в рассол клал листья молодого дуба, смородины, вишни, немного душицы. Не удивительно, что его огурчики хранились в подполье очень долго – как минимум 4 – 5 лет. Гости Алексея Ивановича обычно восторгались великолепным вкусом его огурцов, не стеснялись просить добавки, и он с гордостью выполнял их просьбу.
И в ту новогоднюю ночь я нахваливал родительские соленья. А разговоры за столом закончились лишь около трех часов за полночь, да и то потому, что вмешалась мама, сказавшая, что у нее нет больше сил для бодрствования. А я подумал, что мы еще никогда так долго не беседовали за праздничным столом.
Наутро все проснулись поздно, но бодрыми. В избе было холодно, и отец, одевшись в серую телогрейку, принес со двора охапку березовых дров. И уже через считанные минуты в русской печке весело трещали поленья.
Когда сели завтракать, с подарками пришли Мария, моя старшая сестра, и Галя, ее дочка-старшеклассница.
– Сон сегодня оказался вещим: да, ты приснился мне, Петя, – сказала сестра. – А ведь я уже два года тебя не видела.
Отец снова сказал тост:
– Пусть в этом году всем будет тепло, уютно, светло и – поменьше у всех проблем.
– Главное, по-моему, чтобы дети всегда помнили о своих родителях, не обделяли их вниманием и заботой, и тогда мы не будем чувствовать себя одинокими, – добавила мама, и эти слова запомнились мне на всю жизнь.
Мы с Марией пообещали родителям не обманывать их ожиданий и всегда быть на высоте...
Еще целую неделю, до самого Рождества, я прожил в родительском доме. А мои старики каждый день говорили, что мне незачем спешить, перед зимней сессией надо набраться сил в отчем доме.
И хотя перед отъездом я уговаривал их не провожать меня к электричке, родители не согласились. Отец, стоя на перроне, на прощание молвил:
– Спасибо тебе, Пётр. У меня никогда на душе не было такого покоя, как в эти новогодние праздники. Знаешь ли ты, что в праздничные дни у стариков обостряется чувство тоски и одиночества. А вы с сестрой их развеяли. Очень хочется, чтобы в старости вы не были одиноки.
Я клятвенно обещал родителям приехать домой после сдачи госэкзаменов... Так и получилось, и летом, хотя отпуск мой был уже на исходе, с дипломом журналиста поспешил в отчий дом. По этому случаю под крышей родного дома даже состоялся праздник, на который съехались родственники...
Много-много лет минуло с того момента, давно уже нет ни папы, ни мамы. Но, встречая Новый год, я каждый раз вспоминаю их добрым словом и, мысленно разговаривая с ними, прошу прощения за то, что не всегда уделял им достаточно внимания и заботы. Хотя все мы знаем, что родителям от нас надо не так уж много...
Пётр Алексеев.
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
- 30.08.2024 Моё 1 сентября
- 23.08.2024 О чем бы фильм вы сняли, земляки?
- 16.08.2024 Печатные издания уже в прошлом?
- 09.08.2024 Лень, бескультурье или знак протеста?
- 28.06.2024 "Сделал и не жалею!"
- 14.06.2024 Неспешным шагом прогуляться по округе…
- 07.06.2024 Признание родине в любви
Комментарии