ГлавнаяОбществоПомогут осмотрительность и здравый смысл
14.03.2025
Рубрика: Общество
Просмотров: 22
Помогут осмотрительность и здравый смысл

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.

Более 20 лет отдел по экономике администрации Белохолуницкого района помогает землякам отстаивать свои права при покупке товаров и получении услуг.

Как это происходит и почему потребителю следует сохранять бдительность, рассказала главный специалист Анастасия Тетенькина.

– Мы оказываем консультационно-методическую поддержку всем, кто обращается к нам с намерением защитить свои права после покупки некачественного товара или получения услуги ненадлежащего качества, – пояснила Анастасия Николаевна. – Подсказываем порядок действий, составляем претензии и исковые заявления. А в случае необходимости предлагаем организации, оказывающие услуги по проведению проверки качества товара и его экспертизе. Недавно, например, искали лабораторию, проводящую экспертизу мёда…

– Ваша деятельность распространяется на все типы товаров и услуг?

– Если говорить о товарах, то на все. По услугам – сложнее. Есть успешный опыт разрешения конфликтных ситуаций по бытовым проблемам. А вот с жалобами на медицинские и коммунальные услуги на практике не сталкивались, но понимаем, как действовать в случае чего. В разрешении же финансовых споров рекомендуем обращаться к профессиональным юристам, поскольку организации, предоставляющие такие услуги, составляют очень продуманные договоры, защищающие их интересы.

– С чем чаще всего приходилось сталкиваться, отстаивая права потребителей?

– В первую очередь с неудачными приобретениями технически сложных товаров на маркетплейсах. За 2,5 месяца поступило четыре обращения в связи с приобретением товаров на «Вайлдберриз». В принципе на подобных торговых площадках есть отработанный порядок возврата товара. Но если покупателю в этом отказано, мы помогаем составить обращение, ссылаясь на конкретные статьи закона. Поставщик, понимая, что взаимодействует с «подкованным» в правовом плане клиентом, обычно идет навстречу.

Но есть и другой «подводный камень»: большинство продавцов, работающих через такие системы – ИП, зарегистрированные по домашнему адресу, который не разглашается, поскольку относится к персональным данным. А предприятие или организация имеют юридический адрес! И возникает проблема: куда направить претензию?

Неприятные сюрпризы порой «подбрасывают» телемагазины. Покупательница, выкупив товар, осталась не удовлетворена качеством и решила его вернуть… По данным, которые значились в корешке квитанции об оплате, провели поиск и выяснили, что указанная в нем торговая организация… ликвидирована 10 лет назад! Обратиться с претензией некуда!

Дорогостоящую технику с дефектами вообще бывает трудно сдать. Поэтому рекомендуем делать все серьезные покупки только на надежных площадках, у надежных продавцов. Лучше в обычных магазинах, у которых нет трудностей с определением адреса и будет, куда отправить обращение о возврате некачественного товара.

– Анастасия Николаевна, как Вы считаете, есть ли необходимость вносить изменения в действующее законодательство, призванное защищать права потребителей?

– Закон, написанный в 1992 году, конечно же нуждается в корректировке, ведь процессы в торговле и сфере услуг существенно изменились. Но перемен, которые он претерпевает, явно недостаточно.

Возьмем, к примеру, обменный фонд изделий на случай исполнения гарантийных обязательств. Когда вышедший из строя товар передается в мастерскую для ремонта, покупателю на это время должны предоставить в пользование аналогичный. Но если у магазина нет такого фонда, никто не обяжет его создать!

Или ситуация с ценниками… Когда-то их контролировали налоговые органы, сейчас, по сути, никто. Поэтому факты, когда на кассе товар пробивают по другой цене, поясняя, что «ценники не успели сменить», не редкость. Ценообразование, за исключением узкой группы социально значимых товаров, по закону неподконтрольно никому.

В общем, работы в этой области хватает…

– То есть защита прав потребителей в наши дни – понятие условное?

– …Но это не означает, что нужно опускать руки! Считаю, всегда надо хотя бы попытаться отстоять свою позицию. И если самостоятельно сделать это не получается, обратиться в отдел по экономике. В нашей практике есть случаи, когда возвращают даже незначительные суммы – на уровне 150 рублей, например, за пищевой продукт с истекшим сроком годности! Да, придется потратить время, а иногда и средства на проведение экспертизы, но при решении вопроса в пользу покупателя затраты обязан компенсировать недобросовестный поставщик.

– Проводится ли среди населения просветительская работа в области защиты прав потребителей?

– Безусловно. И начинаем мы ее с юных жителей района, каждый год предлагая им разные творческие форматы. Особенно интересны ребятам конкурсы: команд, на лучшее стихотворение или рисунок, темой которого в этом году стала «Защита прав потребителей в моей жизни». Важно, чтобы школьникам уже с детства были знакомы понятия, кто такой потребитель и какие он имеет права.

Беседовала Оксана Савельева. Фото автора.

 

 

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии