Вопрос о работе систем оповещения в городах Кировской области всплыл почти сразу после памятной (и возмутившей общественность) фразы губернатора Краснодарского края «Что, нужно было каждого обойти?» при обсуждении несвоевременного информирования жителей Крымска о грядущем наводнении.
После того, как ветер «прошелся» по нашему району, эта тема не раз поднималась в личных беседах с белохолуничанами. На вопросы о текущем состоянии системы оповещения ответил А.М. Тетенькин, возглавляющий штаб по ГО и ЧС в Белохолуницком районе.
– Система представлена у нас двумя сиренами. Ее исправность проверяется ежемесячно. Что касается 18 июля, штормовое предупреждение от метеорологов ЕДДС получила примерно за час. Сейчас подобные сигналы принимаются практически ежедневно! Эту информацию диспетчер передал по телефону главам сельских поселений, энергетикам (РЭС и «Коммунэнерго»), на станцию «Скорой помощи», в пожарную часть № 22, отделение полиции. Что касается информирования населения – оповестить всех звуковым сигналом, способным «охватить» весь город, – технически не так сложно. Мы ведь сделали это на следующий день, вновь получив штормовое предупреждение.
Применяли звукоусиливающую аппаратуру, подключив ее в здании администрации, по городу использовали машину с громкоговорителем, то же самое было сделано в поселениях. Реакция была не всегда адекватна. Из всех вариантов действий населения самый опасный – когда люди в панике срывались с рабочих мест и бежали домой, чтобы проверить, закрыты ли окна, теплицы – одним словом, убедиться в безопасности элементов домашнего хозяйства. Некоторые успевали проявить запасливость – закупали в магазинах по 6 – 7 буханок хлеба... К счастью, столь мощный ветер больше не повторился, но надо ли объяснять, что человек в пути – между рабочим местом и домом – более уязвим для таких природных явлений? И если он идет пешком (точнее, бежит), и если передвигается автотранспортом. Так, в результате падения деревьев 18 июля существенно повреждены 6 автомобилей. Но в них не было людей: владельцы находились на рабочих местах и переждали порывы ветра там. При попытке воспользоваться машиной и уехать домой (либо к родственникам, либо за ребенком в детский сад и пр.) они рисковали быть раздавленными вместе со своим транспортом – кому от этого было бы лучше?
Население необходимо обучать действиям после получения сигнала о возможном стихийном бедствии. У нас есть учебно-консультационный центр для неработающего населения – его я возглавляю, по пятницам бываю там и готов ответить на все вопросы. Что касается работающих граждан – они должны проходить обучение на своих предприятиях и в организациях, учащиеся – в своих учебных заведениях. Мы считаем необходимым привлекать для такой учебы средства массовой информации, размещать необходимые рекомендации в Интернете, чтобы обеспечить их максимальную доступность.
Сейчас уже спланированы денежные средства – они выделены из бюджета Кировской области для шести районов при софинансировании из местных бюджетов – на реконструкцию территориальных систем централизованного оповещения. Такая система состоит из передающей аппаратуры в помещениях ЕДДС и громкоговорителей, размещенных на территории поселения. Мы сможем, получив очередное штормовое предупреждение или другой сигнал, сообщить об этом по громкой связи так, чтобы сигнал покрыл весь город и район. И объяснить, что следует делать гражданам в каждом конкретном случае: оставаться на местах, спрятаться в надежное укрытие или действовать как-либо по-другому. Наряду с этим считаем необходимым распространить короткую инструкцию по поведению в экстренных ситуациях.
Могу только добавить, что отсутствие массового оповещения людей 18 июля оказалось скорее спасительным: большинство белохолуничан оставалось на рабочих местах или дома, стихийное бедствие не привело к гибели людей, да и количество пострадавших не так велико, как могло бы быть. По словам О.В. Кулакова, характеристики явления, доставившего в минувшую среду немало неприятностей району, даже не позволяют назвать его смерчем либо ураганом: последний характеризуется скоростью ветра от 32 м/сек., здесь был «обещан» лишь шквалистый ветер 27 – 28 м/сек. По принятым в районе стандартам, он массового оповещения не требовал, хотя с учетом последних событий местную «информационную политику» в этой сфере планируется пересмотреть. «Я бы не стал злоупотреблять такими предупреждениями: они могут войти в привычку, и население перестанет на них реагировать – в этом случае есть риск пропустить более серьезный удар, потому что его сила будет недооценена», – считает глава района.
А что жители? В беседах с хозяевами домов, которым стихия нанесла ущерб, упреков на тему оповещения почти не было: «И чем бы оно помогло? Разве что дверь где-то получше закрыли, своевременно аппаратуру отключили, но деревья руками точно держать не стали бы! И укреплять кровлю на крыше тоже… Это ж не наводнение, от которого нужно бежать как можно быстрее и дальше!»
Если кто-то в чем-то и обижен на местные власти, то это касается, скорее, старых деревьев, которые давно просили спилить, а средств на это не было. Часть их ветер повалил, другая осталась «на будущее», вот и сокрушаются горожане: нам снова жить рядом с «бомбой», ждать следующего порыва ветра! Кому-то разрешение на спил не дали – требовали заплатить компенсацию за ущерб зеленым насаждениям, не признав дерево аварийным. Проявляют люди недовольство и по поводу медленного вывоза остатков поваленных деревьев: мол, где же городские коммунальные службы? К чести горожан, многие организовали вывоз мусора самостоятельно с использованием личных авто, не дожидаясь муниципальной техники.
Пожилые люди сожалеют об отсутствии репродукторов, посредством которых власти могли бы оповестить, сколько продлится внештатная ситуация, сколько сидеть без воды и света. И вспоминают времена, когда «работала гражданская оборона, а руководители поселений лично обходили едва ли не каждый дом, чтобы пообщаться с жителями».
Каждый – не каждый, а работников горадминистрации, включая главу, я в частном секторе видела в нескольких районах города: они знакомились с последствиями урагана и принимали решения по их ликвидации. Нужно ли было идти в каждый дом после того, как все самое неприятное и опасное уже случилось, а срочных сообщений к горожанам больше не было – судите сами…
Оксана Савельева.
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
- 30.08.2024 Моё 1 сентября
- 23.08.2024 О чем бы фильм вы сняли, земляки?
- 16.08.2024 Печатные издания уже в прошлом?
- 09.08.2024 Лень, бескультурье или знак протеста?
- 28.06.2024 "Сделал и не жалею!"
Комментарии