ГлавнаяОбществоОбразование: земная твердь или журавль в небе?
04.10.2012
Рубрика: Общество
Просмотров: 1840
Образование: земная твердь или журавль в небе?

Со стороны может показаться, что каждый последующий учебный год похож на предыдущий: уроки, перемены, внеклассные мероприятия, последний звонок, экзамены… Но педагоги знают: это не так, ежегодно в школьную жизнь приходит нечто новое. О состоянии и перспективах школьного образования в нашем районе мы побеседовали с начальником руо Е.Н. ОгнЁвой.

– Елена Николаевна, сейчас много говорят о модернизации общего образования. В чем она заключается?

– Цель модернизации – в создании условий для обучения детей в общеобразовательной школе, соответствующих современным требованиям. Это естественное продолжение инициативы Президента РФ «Наша новая школа». Комплекс мер по модернизации включает в себя несколько направлений. Одно из важных – пополнение фонда школьных библиотек учебниками, справочной и художественной литературой. Нашими школами уже получено различных изданий почти на 1 млн. руб.

Еще одно направление обеспечения содержания образования – приобретение оборудования. В минувшем году для школ района были закуплены новые компьютеры и оборудование для школьных мастерских, что позволило существенно расширить не только возможности образовательного процесса, но и внеурочную деятельность учащихся. В 2012 г. семь учебных заведений получили возможность приобрести спортивное оборудование и инвентарь. На эти цели району выделено 670 тыс. руб. Следует отметить, что всё оборудование имеет соответствующие сертификаты безопасности.

Важным шагом в модернизации является также тот факт, что впервые в этом году средства направляются на создание комфортных и безопасных условий обучения и воспитания, то есть на капитальные ремонты образовательных учреждений. Так, из федерального бюджета на условиях софинансирования из местного бюджета выделено 5 миллионов рублей на ремонт здания средней школы имени В.И. Десяткова.

Еще одно новшество положительно отразится на деятельности малокомплектных сельских школ: впервые два образовательных учреждения нашего района получили в этом учебном году возможность дистанционно обучать детей по дисциплинам, которые не обеспечены штатными преподавателями. Во Всехсвятском таким образом преподаётся немецкий язык, в Дубровке – музыка.

– Как Вы думаете, способен ли материальный фактор решить все проблемы образования?

– Считаю, что в любой ситуации главенствующая роль принадлежит личности учителя. Именно он, а не современная компьютерная техника, способен увлечь ребенка своим предметом, дать почувствовать его важность, передать растущему человеку собственную систему ценностей и взглядов. И модернизация предусматривает повышение квалификации специалистов, в том числе по внедрению нового образовательного стандарта. Все наши учителя прошли курсовую подготовку в этом направлении.

Но современная кадровая политика в образовании связана не только с переподготовкой кадров, но и с повышением социального статуса педагога, в частности, его зарплаты. В Белохолуницком районе средняя зарплата учителя в IV квартале 2012 года составит 14587 рублей. На это выделены дополнительные средства из вышестоящих бюджетов.

– Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, подробнее о «стандарте образования второго поколения». Этот термин сегодня употребляется постоянно. Что нужно знать о нем родителям и, возможно, учащимся?

– Отличие данного стандарта от предыдущего в том, что он включает не только освоение школьниками знаний, но и овладение универсальными навыками, умениями применять изученное на практике. Знания, оторванные от жизни, уже недостаточны! Впервые стандартизирован не только образовательный процесс, но и воспитание, и внеурочная деятельность. Определены пять направлений, в которых учащийся должен развиваться: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезное. Если ребенок не занимается чем-либо углубленно: музыкой, спортом, изобразительным творчеством и т. д., то обеспечить его всестороннее воспитание и развитие должна общеобразовательная школа.

Внедрение нового стандарта началось с начальной школы. В прошлом году по нему обучались первоклассники, теперь эти дети уже во втором классе. Когда они доучатся до 5-го класса, школа перейдет на стандарт обучения основной ступени.

Стандартизирован также результат обучения. Оценить его пока сложно, но существуют особые методики диагностики полученных учащимися знаний, причем не только по предметам, но и на метапредметном уровне: например, умения анализировать, выделять главное, планировать деятельность. Для создания таких методик требуется помощь методистов и психологов. На базе нашего района, кстати,  работает областная инновационная площадка по переходу на стандарт второго поколения, в рамках которой проведены семинары по его внедрению. Итоговым мероприятием станет фестиваль педагогических идей.

– Говорят, что педагогам приходится составлять много отчетности... Грядут ли перемены в этом вопросе?

– На федеральном уровне осуществляется мониторинг деятельности образовательных учреждений. И главная его цель – как раз сокращение бумажной отчетности. Предполагается, что часть информации, внесенной руководством школ на специализированный сайт, должна быть общедоступной: это данные об учебных учреждениях и их деятельности.

В заключение замечу: Кировская область – явление в образовании почти уникальное. При том, что по размеру заработной платы педагогов она находится на последних строчках общероссийского рейтинга, по работе с одаренными детьми – на первых позициях! Так что любые новшества в образовании региона, считаю, следует вводить очень осторожно, чтобы не разрушить эту эффективно работающую систему.

Оксана Савельева.

Фото Ирины Ситниковой.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии