ГлавнаяОбществоОбразование с 1990-х и до наших дней
13.03.2018
Рубрика: Общество
Просмотров: 707
Образование с 1990-х и до наших дней

Кризис 90-х отразился не только на тех, кто встретил его в сознательном возрасте, но и на подрастающем поколении.

Школа выживания

Пустующие школы; учителя, вышедшие на пикеты; школьники, которые вместо занятий сидели на работе у родителей... Забастовки педагогов Кировской области в 90-е являлись криком отчаяния – преподаватели месяцами не получали зарплату…

– У каждого, наверное, был свой способ выжить в этих условиях, – рассказывает директор школы № 28 г. Кирова, заслуженный учитель России Николай Целищев, чьё начало руководящей деятельности пришлось на 1991 год. – Кто-то затянул потуже пояс и уменьшил свои аппетиты, кто-то полностью отдался работе, стараясь не замечать бытовые сложности... Но самым простым, конечно, было бросить место, где не платили, и найти то, где платят. Из школ ушло очень много людей, которые любили свою работу и могли бы ещё многое сделать в образовании.

Денег нет!

Властям региона, не получившим в то время поддержки вышестоящих органов, оставалось лишь просить педагогов потерпеть. Депутат Заксобрания Анатолий Чурин, возглавлявший органы управления образования области с конца 80-х вплоть до 2015 года, вспоминает, что так реагировать на кризис было «неимоверно тяжело»:

– Мы не предполагали, что перебои с зарплатой продлятся восемь лет, и только в 2004-ом учительству выплатят последние долги. Все эти годы вопрос о заработной плате был первым в работе департамента образования. Мы точно знали, в каких районах и даже школах складывается напряженная обстановка. Постоянные выезды на места, встречи с педагогическими коллективами позволяли, насколько возможно, не допускать открытого противостояния и остановок в деятельности школ. Было неимоверно тяжело разговаривать с учителями и просить их не бросать работу! И сейчас, спустя много лет, я благодарен вятскому учительству за стойкость и преданность детям и своей профессии.

Детские сады закрылись

В 90-е в нашей области, как и везде, разразился демографический кризис.

– Его последствия прежде всего отразились на дошкольном образовании. Резкое сокращение рождаемости привело к тому, что из 1,5 тыс. детских садов осталась одна треть работающих. Область потеряла не только здания, без работы осталась почти половина работников дошкольных учреждений, – вспоминает Анатолий Чурин.

На пути к оздоровлению

Переломным периодом, по мнению экспертов, стало начало 2000-х. Придя к власти, Президент Владимир Путин призвал бизнесменов активно участвовать в возрождении отечественного образования. Глава государства подчеркнул, что результативность реформы должна характеризоваться качеством и доступностью образования.

Уже в 2001 году правительство РФ выделило более 2 млрд. руб. на масштабную программу компьютеризации сельских школ (в стране из 68 тыс. образовательных учреждений две трети – сельские). В каждую впервые за последнее время были поставлены комплекты учебно-методической литературы.

Еще в 2000-ом значительно уменьшилась задолженность по заработной плате учителям, а в 2001-ом более половины субъектов Российской Федерации ввели работникам образования собственные надбавки. Правительство впервые стало считать образование главным ресурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 год оно стало самой крупной статьей расходов, обогнав финансирование обороны. После долгого перерыва вузам начали выделять деньги на коммунальные платежи, компьютеры, оснащение библиотек, учебное оборудование, капремонт и капстроительство.

Школы мечты

В последние четыре года системе образования, в том числе вопросам оснащённости и ремонту школ, уделяется еще более пристальное внимание. Начиная с 2014-го в 93 школах Кировской области проведён капитальный ремонт.

– Это коснулось и нашего образовательного учреждения! Теперь мы полностью оснащены всем современным оборудованием, поэтому можем позволить себе говорить о развитии, а не о существовании, – поделился Николай Целищев.

Кроме того, с 2014 года в регионе было построено шесть новых учебных заведений. Так, 1 сентября 2017-го в кировском микрорайоне Зиновы открылась школа на 1000 учеников, которую благодаря современному оборудованию назвали «школой мечты». Это первое построенное в городе за 20 лет образовательное учреждение! На его возведение было потрачено 593 млн. руб. (307 млн. – из федерального, 70 млн. – из областного бюджетов и почти 216 млн. городских средств). Ещё на 83 млн. руб., выделенных городом, закупили оборудование и мебель.

В школе есть актовый зал на 396 мест, большой бассейн, спортзал площадью 700 кв. м, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная и игровая площадки. В каждом кабинете – интерактивный комплекс: проектор, интерактивная и две маркерные доски. У всех учителей – компьютеры с выходом в Интернет, ноутбуки и нетбуки.

Отметим, что это пилотный проект государства, по которому в регионе будут строить школы с новым оборудованием. Следующую подобную откроют в текущем году в Урванцево. А до 2020-го они будут построены в мкр. Чистые Пруды г. Кирова (на 1000 мест), Зуевке (на 825) и Нолинске (на 500). Также правительством области прорабатывается вопрос о возведении в 2019 году новой школы на 1200 мест в центральной части Кирова.

- шесть новых школ построено с 2014 г.;

- 215 образовательных учреждений отремонтировано в прошлом году, 93 – с 2013 по 2017 гг.;

- 47 школ получили статус опорных, 29 переданы в подчинение областным органам самоуправления;

- 81 новый автобус поставлен школам Кировской области в 2016 – 2017 гг.

Новые детсады

Кроме того, к концу 2019-го в областном центре будут построены шесть новых детских садов.

– Они появятся в развивающихся микрорайонах: два – в Чистых Прудах, по одному – на ул. Торфяной (Озерки) и Энтузиастов (Урванцево), в Нововятском районе и мкр. «Ёлки Парк», – рассказывает зампред правительства региона Дмитрий Курдюмов.

Таким образом, в городе будет создано 720 мест для детей в возрасте до 3 лет и не менее 720 мест для детей старше 3 лет.

- 14233 новых места в детских садах создано с 2013 г.;

- 21 детский сад построен, 251 дошкольное учреждение отремонтировано в 2016 – 2017 гг.;

- на 82 проц. выросли зарплаты педагогов детсадов с 2012 г.

Наука и вузы

Начиная с 2000-х кардинально стала меняться и ситуация в высшем образовании и науке. Многие ещё помнят, как после развала СССР финансирование последней было резко свёрнуто, зарплата учёных опустилась ниже уровня выживания, ассигнования за 1990 – 1995 годы уменьшились в 4,4 раза. С учётом того, что безотлагательно требовалось финансировать поддержание материально-технической инфраструктуры науки (здания, коммунальные услуги), затраты на продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в 10 раз.

Положение было катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно не только рядовым, но и крупным учёным, началось массовое бегство заслуженных и наиболее способных за рубеж.

– В последние годы внимание власти к деятельности вузов существенно возросло, – отмечает ректор ВятГУ Валентин Пугач. – Увеличилась и господдержка. Каждая из программ сопровождается значительными суммами, обеспечивающими развитие вузов.

По словам собеседника, произошло изменение отношения к качеству высшего образования. От «престижа вообще» к престижу качественного высшего образования. Реформы вузовской сети позволили абитуриентам делать выбор в пользу высших образовательных учреждений, ведущих практикоориентированную подготовку, обеспечивающую не только интересную учебу, но и возможность трудоустройства выпускника.

– Последнее десятилетие для ВятГУ – это годы активного развития, – говорит Валентин Николаевич. – Университет за счёт конкурсных средств отремонтировал студенческие общежития и учебные корпуса; существенно обновил материально-техническую базу, закупил новые компьютерные классы и лабораторное оборудование для центров превосходства и компетенций. Из последних примеров – открытие студенческих коворкингов в первом, четвертом, шестом учебных корпусах в декабре 2017-го.

В помощь выпускникам

Власти Кировской области неоднократно подчеркивали, что образование – основа развития региона. Последние реформы в этой сфере направлены на решение двух основных задач – целевую подготовку кадров под фактические нужды экономики и сокращение оттока молодежи.

Для формирования областного заказа на новые кадры правительство области с 2017 года уплотнило работу с предприятиями и организациями. С целью точечного подбора рабочих мест в сентябре открылся Центр содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Сейчас сюда поступает вся информация о необходимых предприятиям специалистах, что позволяет организовывать для студентов практику и следить, чтобы выпускники нашли работу, которая отвечала бы областному заказу.

Создание опорных школ

Одной из важнейших реформ последнего времени является создание в регионе опорных школ. Ещё в 2010 году правительство области предугадало федеральный запрос и создало государственные школы. Сначала их главной задачей был переход на новые образовательные стандарты, чтобы затем делиться опытом с остальными муниципальными школами. Но в 2017-ом был запущен федеральный проект по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления на уровень субъектов, и область выступила пилотным регионом по его реализации.

С 2018 года опорная школа формируется в каждом муниципалитете области. Благодаря этому дети смогут получать знания дистанционно (с помощью Интернета), независимо от места проживания. Педагогам, работающим сразу в нескольких учебных учреждениях, предоставят автомобили. Для обслуживания «мобильных» учителей и школьных автобусов будет создана единая транспортная служба. Всё это должно решить проблемы нехватки педагогов, старения учительского корпуса, износа материально-технической базы, потребности в автобусах для подвоза учеников из небольших населённых пунктов.

По задумке властей, опорные школы также должны стать районными центрами притяжения. Новые учреждения будут строиться с бассейнами, концертными и спортивными залами, школами искусств, кинотеатрами и общежитиями для детей из сельских поселений. Пока часть учеников учится в первую смену, другие будут заниматься спортом и посещать различные кружки, и наоборот. Но главное – после завершения учебных часов культурные и социальные объекты будут открыты для всех желающих: дошкольников, пенсионеров, молодых семей. Первый такой проект решено реализовать на базе опорной школы в Нолинске.

1 сентября 2017 года. Право открыть школу в микрорайоне Зиновы предоставлено её первым ученикам.

Елена Владимирова.

Фото газеты «Источник новостей», г. Киров.

Комментарии

Губернатор Кировской области Игорь Васильев:

– Образование тесно связано с развитием экономики региона. Человеческий капитал – может, не самое удачное выражение, но оно очень точно передает суть. Для Кировской области он важен вдвойне, поскольку другого капитала у нас нет. Как нет крупных запасов полезных ископаемых или курортного климата. Мы на людей рассчитываем и должны в них вкладывать. Сегодняшние школьники, принимая решение уехать из региона или остаться, определяют не только свою судьбу, но и будущее области. Мы не должны никого удерживать, однако обязаны создать все условия для получения качественного образования и гарантированного трудоустройства нашей молодежи.

Начальник Белохолуницкого руо Елена Огнёва:

– По сравнению с 90-ми годами позитивные изменения в сегодняшней системе образования области налицо. В нашем районе проведены ремонты в семи школах, открыты новые места в детских садах города, вернулось в систему образования здание по ул. Западной, переданное в частную собственность в 90-е. Вновь построены детские сады в поселках Подрезчиха и Климковка. Заработная плата педагогических работников постоянно повышается. Все это говорит о процессе развития образования.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии