ГлавнаяОбщество"О героях былых времен..."
09.05.2019
Рубрика: Общество
Просмотров: 501
"О героях былых времен..."

Супруги из села Троица Екатерина Ивановна Волоскова и Александр Константинович Шутов не понаслышке знают, что такое война. Великая Отечественная обоих застала в Ленинградской области. Маленькой Кате пришлось пройти ужасы концлагеря, длившиеся долгих четыре года, а Саше с матерью в августе 1941-го удалось эвакуироваться из оккупации на малую родину родительницы – в Белохолуницкий район.

Страшные детали войны

Екатерина Ивановна до сих пор в мельчайших подробностях помнит начало войны, хотя на тот момент ей было всего пять лет. Ее мама поехала в Ленинград провожать на фронт мужа и… не вернулась. Поиски продолжались всю войну и только после получения сведений, что внезапно заболевшую женщину отправили в эвакуацию, но поезд, скорее всего, разбомбили фашисты, прекратились. В 1943-ем в госпитале от ран скончался и отец – как потом выяснилось, он похоронен в братской могиле в Алтайском крае. Екатерина и двое ее старших братьев – 15-летний Миша и 11-летний Витя – остались на попечении родной тети Паши в деревне Бухова Гора…

…Когда немцы и финны захватили населенный пункт, жители ушли в лес и два месяца жили в сырых землянках. Но однажды, поверив переводчику-«парламентёру», вернулись в родную обитель, где их, как скот, стоя, погрузили в теплушки и трое суток везли в концлагерь. По дороге почти не останавливались, но одну из редких остановок Катя запомнила навсегда… У барака лагеря № 3 штабелями лежали мертвые люди, которых сжигали. Девочка никак не могла понять, почему она слышит стон? Откуда он несется – уж не от страшного ли костра?

Екатерину с братьями определили в лагерь № 5. Самое острое воспоминание о жизни за колючей проволокой – голод, так как баланду заключенным давали раз в день. Вместе с братом Витей девочка нередко через лаз в ограждении прорывалась в карельское селение просить хлеб. Спасало и то, что детей объедками подкармливала тетя, работавшая посудомойкой в столовой.

Еще одно страшное лагерное воспоминание – смерть Миши в бараке. Мучаясь в агонии от саркомы, он успел сказать: «Катя, ты не бойся, сиди тихо...» Страшную болезнь мальчик получил, когда фрицы сильно толкнули его в грудь, а потом рана начала гноиться…

Запомнилось Екатерине и то, как надсмотрщики для дезинфекции надолго загоняли их в невыносимо горячую сауну, а затем еле живых уже с мороза – в барак, заполненный серным дымом... Приходилось девчонке принимать у одной из женщин преждевременные роды… Видела она и то, как пытали пойманных партизан… В общем, очень многое пришлось пережить и испытать ребенку...

Трудное начало мирной жизни

29 июня 1944 года стало для заключенных самым счастливым днем! Днем освобождения! Но вскоре умерла тетя Паша, сказав перед смертью: «Я вас сохранила, теперь можно и уходить».

Девочку «подхватила» другая родственница. Екатерина старалась ей помогать и приносить в дом хоть какую-нибудь копеечку. Нянчила, например, младенца у одной из жительниц Петрозаводска, сама будучи ребенком…

Затем ее, 10-летнюю, отправили в 1-й класс Железнодорожной школы. В третьем жаждавшая знаний Катя приняла самостоятельное решение отправиться в детский дом, чтобы повысить перспективу получения достойного образования. И не прогадала! После 7 класса директор настоял на поступлении своей любимицы в педучилище, так как не раз замечал, что Екатерина с удовольствием возится с ребятишками.

В училище ее избрали секретарем комсомольской организации, а после выпуска предложили работу в райкоме комсомола. Но она выбрала педагогику, отправившись по распределению в одну из сельских школ Карелии пионервожатой. И осталась верна профессии всю жизнь! Выйдя замуж за вятского парня и родив первенца, Екатерина Ивановна умудрилась совместить семью, работу и заочную учебу на историческом факультете Карельского пединститута…

«Мой адрес – Советский Союз»

Вскоре семья Волосковой переехала в Воркуту. Муж трудился на шахте, а сама она вплоть до 1985 года, пока не вернулись на родину супруга, в Троицу, – учителем начальных классов. В тихом вятском селе Екатерине Ивановне очень понравилось. Здесь ветеран труда окунулась в ведение домашнего хозяйства, но не раз выручала местное образовательное учреждение, преподавая троицким ребятишкам русский язык и литературу.

В конце 90-х, после смерти первого супруга, судьба свела ее с Александром Константиновичем Шутовым...

«Все, как у всех…»

По сравнению с лишениями, выпавшими на долю жены, свою судьбу А.К. Шутов называет «обыденной». Помнит, как во время войны ели траву, собирали на полях гнилую картошку… В общем, все, как у всех! Александр торопился окончить школу и в 14 лет уже начал работать. Сначала на сплавном участке, затем, отучившись на тракториста, в дорожном участке и на лесозаготовках. После службы в армии устроился в леспромхоз водителем, окончил курсы автомехаников и трудился на предприятии вплоть до выхода пенсию. Был ударником коммунистического труда, получил медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Забывать запрещено!

Супруги живут душа в душу: вместе читают книги, газеты и журналы; чтобы поддерживать память, разгадывают кроссворды; ведут нехитрое хозяйство, до сих пор держат коз и кроликов. На двоих у них четверо детей, восемь внуков и десять правнуков! И как бы тяжело ни было вспоминать военные годы, рассказывают молодежи про то, что пережили.

Екатерину Ивановну постоянно приглашают в сельскую школу как живую свидетельницу трагедии, которая выпала на долю нашего мужественного народа. И когда кто-либо из пропагандистов пытается сегодня представить захватчиков как «представителей высокой расы», которые несли «варварам» просвещение, она говорит молодежи правду о той страшной войне…

Ирина Ситникова. Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии