ГлавнаяОбществоНовые веяния и Основной закон
18.06.2020
Рубрика: Общество
Просмотров: 513
Новые веяния и Основной закон

Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ состоится 1 июля 2020 года. Изменения вступят в силу, если за них проголосует более половины россиян, принявших участие в процессе.

Суммарно 206 изменений затрагивают главы Основного закона страны о федеративном устройстве России, Президенте, Федеральном Собрании, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении и др. При этом голосовать придется сразу за весь пакет поправок, а не отдельно за каждый пункт. В бюллетене будет стоять один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?», на который избиратель должен дать либо положительный, либо отрицательный ответ.

Законы уже есть

Часть принятых в Российской Федерации законов до сих пор не нашли отражение в Конституции. Так, вступивший в силу 27 декабря 2018 г. Закон 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не мешает людям проявлять несознательность в содержании четвероногих питомцев и наносить им вред. Существует и Закон от 10 января 2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», но грамотным природопользование в России назвать можно далеко не всегда…

Никак не фигурирует в действующей Конституции и деятельность волонтеров и общественников, хотя регулируется она целым сводом различных документов: Гражданским кодексом, законами от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», обновленным и дополненным в соответствии с 15-ФЗ от 5 февраля 2018 г. Уже в этом году приняты изменения в Закон от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», ведь использовать научные методы для улучшения жизни – логично и естественно. Но в Основном законе страны эти сферы не затронуты.

Разработчики поправок предлагают указать в статье 114, что правительство РФ не только отвечает за бюджет, единую финансовую, кредитную и денежную политику, обеспечение обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, управляет федеральной собственностью, но и «обеспечивает проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды». И, кроме того, гарантирует господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала; обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, их прав и свобод, социальной интеграции, создание доступной среды и улучшение качества их жизни.

Более того, государство «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики»; «поддерживает добровольческую (волонтерскую) деятельность; содействует развитию предпринимательства и частной инициативы, обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений; осуществляет меры по созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным»; создает условия для развития системы экологического образования и воспитания экологической культуры граждан.

Как видим, поправки призваны осовременить действующую Конституцию, усилить в ней моменты, которые стали особенно действенно влиять на нашу жизнь.

Полномочия сбалансируют?

В новой редакции Основного закона страны предложен новый термин «публичная власть». Статья 132 с поправками гласит: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Данное выражение может обозначать власть любого уровня или сочетание нескольких. Но неизменной остается статья 12, признающая и гарантирующая местное самоуправление (МСУ) в РФ как самостоятельное в пределах своих полномочий, органы которого не входят в систему государственной власти.

Статью 131 главы 8 «Местное самоуправление» предложено дополнить указанием, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, в назначении на должность и освобождении от нее должностных лиц. Важной считают поправку к статье 133, гарантирующей местному самоуправлению право на судебную защиту и компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами МСУ вместе с органами государственной власти публичных функций. По-прежнему обеспечен и запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и другими законами.

История этих изменений началась с обсуждения «разрыва между властью разных уровней», когда полномочия федеральных и региональных чиновников и власти на местах не сбалансированы, а в действиях нет координации. Споры экспертов о последствиях применения данных поправок продолжаются: кто-то считает, что права органов МСУ могут быть ущемлены, а кто-то уверен, что именно это повысит эффективность взаимодействия власти разных уровней: ведь цели общие, а значит, есть интерес в продуктивном сотрудничестве ради их достижения. Но как сложится ситуация в реальности, будет понятно лишь в случае принятия пакета поправок.

Целый ряд изменений также внесен в ст. 80 – 83, 92, 93, 95, 97, 98, 100, 102 – 104, 107 – 115, 117, 118, 125, 126, 128 и 129, уточняющих обязанности и полномочия ветвей власти РФ и их руководителей, а также подробности некоторых процессов, связанных с назначением должностных лиц и деятельностью органов власти в целом.

Подготовила Оксана Савельева.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии