ГлавнаяОбществоНезнание истины рождает домыслы
21.06.2012
Рубрика: Общество
Просмотров: 2454
Незнание истины рождает домыслы

О ситуации на Белохолуницком машиностроительном в городе говорят, кто уныло и со вздохами, кто возмущенно, приправляя высказывания острым словцом, но только не оптимистично. С обсуждения услышанного «на улице» и начинались наши беседы с нынешним директором управляющей компании ОАО «БХМЗ» Николаем Николаевичем ЗУБАРЕВЫМ и генеральным директором предприятия Виктором Владимировичем СОБОЛЕВЫМ, утвержденным на эту должность 31 мая т. г.

Ситуация, созданная не нами

– Как Вы прокомментируете регулярные вынужденные простои чуть ли не целых цехов завода?

Н.Н. ЗУБАРЕВ: – Такая ситуация существовала на машиностроительном в течение двух рабочих недель апреля, но в вынужденном простое находилось максимум 40 человек из 500. Для сравнения: цех основного производства – 200 человек, литейный – 59. Все эти случаи зафиксированы в журналах. Людям выплачивались положенные законом 2/3 от среднего заработка – без денег их не оставляли. Ситуация неприятная, но объяснимая. Связана она с переходом на выполнение заводом крупных заказов, на один из которых обычно уходит от 2,5 до 4 месяцев. В это время нагрузка на разные подразделения распределяется неравномерно. Сработал фактор, на который мы меньше всего можем повлиять, но от которого сильнее всего зависим, – цикличность финансового оборота. Недостаток средств в обороте ощущается и на федеральном уровне: повторяется ситуация конца 2011 года. Средства тогда поступили лишь в конце декабря, и нам пришлось выполнять полуторамесячную программу производства за 2 недели. Затем – январские каникулы и продолжившийся «мертвый сезон». Денег в обороте вновь не хватало. Платежи на федеральном уровне не прошли, крупные заказчики оплатить заказы до конца марта не смогли. Сделать с этим что-либо невозможно, как бы хорошо ни был сформирован портфель заказов. Отдел маркетинга постарался: за 4 месяца заключил договоров на 180 миллионов рублей – это небывалый в истории завода случай. Но по финансовым причинам скомплектовать производство мы не смогли.

В.В. СОБОЛЕВ: – Ситуация на заводе – из разряда тех, с которыми на производстве приходится сталкиваться постоянно. О современном состоянии мировой экономики, кризисах в финансовом секторе, вероятно, каждый что-либо читал или слышал. Эти явления происходят не только «где-то там…», но и у нас. Выстраивается целая цепочка неплатежей: не заплатили нам – мы не можем закупить комплектующие, рассчитаться за потребленные ресурсы. Но и наши заказчики, от кого-то не получившие средства вовремя, находятся в том же положении!

С 14 мая производство на Белохолуницком машиностроительном скомплектовано полностью. Если судить по планируемым поступлениям средств, в июне завод будет не только полностью загружен, но на отдельных участках ожидаются дополнительные работы – разумеется, в рамках закона.

По предварительным данным, план текущего года – выполнимый. Задачи подкреплены договорами, но прогнозировать наличие или отсутствие средств – это гадание на кофейной гуще. Гарантировать, что все заказчики выполнят свои обязательства в срок, я не могу. Поэтому приостановка работ на отдельных участках по-прежнему возможна. Будут деньги – и работа вновь закипит.

В поисках выхода

– Предпринимались ли какие-либо меры, чтобы сделать недостаток оборотных средств менее ощутимым?

Собеседники отвечают едва ли не слово в слово: обошли 5 банков в поиске кредитов, чтобы приблизить готовность завода к выполнению набранного пакета заказов.

Н.Н. ЗУБАРЕВ: – У половины кредиторов при исследовании возможности предоставить нам заем доходило до откровенного сбора закрытой информации о наших клиентах и партнерах. Это для нас неприемлемо! Будем откровенны: кредитным организациям интересна «оборонка», пищевое, химическое производство – то, что характеризуется высокой рентабельностью и большими объемами продукции. Тяжелая промышленность с ее стабильно низкой рентабельностью банкам неинтересна. Такова нынешняя реальность.

В.В. СОБОЛЕВ: – Третий месяц бьемся, но лишь в одном банке только подходим к получению кредита! Что касается других способов выравнивания финансовых потоков… Вы спрашиваете о возрождении цеха товаров народного потребления. Но он и в советские времена давал лишь около 8 проц. в общем объеме продукции завода. Сейчас же его возрождение потребует значительных вложений, так что скорее вызовет отток средств, а не добавит их.

– И все-таки «в народе» о ситуации на заводе разговоры идут, что называется, нехорошие…

В.В. СОБОЛЕВ: – Не понимаю, кому доставляют удовольствие пересуды по поводу дееспособности завода? На предприятии царит обычная рабочая атмосфера со своими плюсами и минусами, с финансовыми затруднениями – так бывает у всех. Н.Н. ЗУБАРЕВ: – Незнание ситуации вызывает досужие домыслы. Поэтому в общении с коллективом раскладываю всё на понятные составляющие, без лозунгов и словесной «воды». Возможно, люди не все воспринимают сразу, не замечают чего-то, а потом удивляются и преподносят информацию в новом свете. Например, еще в декабре было известно, что с 1 января цех в Слободском будет выделен в отдельное юридическое лицо. А в феврале я рассказывал о необходимости минимизации налогообложения и предстоящей смене тарифной политики. У нас не было тогда точных расчетов и законодательного решения, которое формирует совет директоров. Но на недавнем его заседании вопрос был обсужден, решение сформулировано.

– Речь идет о том самом совете директоров, после которого состоялась встреча с работниками предприятия?

Н.Н. ЗУБАРЕВ: – И на котором было задано множество вопросов, в том числе таких, на которые я ответить не смог: «Как содержать семью при таких доходах?» или «Как быть, если наше оборудование изнашивается быстрее, чем происходит его обновление?», или «Как приструнить бездельников и пьяниц?».

К руководству приходят постоянно даже с житейскими вопросами. Если не сюда, то куда? Я ни одного посетителя не выставил из кабинета, не предприняв каких-то действий по его вопросу. Была возможность – помогал. Если не было – объяснял, почему. Мы решали разные проблемы, в том числе по вопросам труда. И раскачивать ситуацию с уравниловкой начали, хоть и по мелочам.

Видеть не проблемы, а перспективы

– Чего же сейчас ждать рабочим?

Н.Н. ЗУБАРЕВ: – По моему мнению, лучшая поддержка на производственном предприятии – когда человек ощущает перспективу заработка. За свой труд рабочий должен получать достойное вознаграждение! За повышение доли зарплаты в общей структуре производственных затрат мы боролись и боремся. Например, за 2011 год её удалось поднять с 18,3 до 23,4 проц. Считаю это заметным успехом. Но дальнейшее повышение невозможно без того, чтобы не сократить остальные части в структуре. Нужно увеличивать общий объем производства. В 2011 году мы сделали это за счет переноса части производства комплектующих от сторонних производителей в свои цехи.

Второй путь – предоставить возможность в пределах имеющегося объема средств заработать тем, кто хочет и умеет. Элементы уравниловки на предприятии еще не искоренены, и на перспективных работников это влияет губительно. Значительная часть персонала – около 70 проц. – выведена на тарифы повременной оплаты труда. Убежден, что эту ситуацию нужно менять! Предложил вводить сдельную оплату труда, чтобы реализовать право достойного заработка для тех, кто к этому способен. На добровольной основе, конечно! Новая тарифная политика в большей степени соответствует интересам грамотных, работящих, дисциплинированных работников – таких у нас большинство.

В.В. СОБОЛЕВ: – Переход на новую систему оплаты труда произойдет с 1 августа т. г. в соответствии с требованиями закона.

Люди не будут получать меньше, чем получают сейчас, – это первое. Второе: мы хотим дать работникам возможность заработать больше, но за реальный выпуск продукции! Мы ведь не бюджетная организация и распоряжаемся лишь теми средствами, которые заработали! В начале года создалась ситуация, в которой завод деньги не зарабатывал. А зарплату рабочим платили! Фактически – изымали деньги у налоговой, «Истока», ЖКХ: не оплачивали потребленные услуги. Это неправильно! Главный эффект перехода на сдельщину: увеличиваем объем производства – получаем больший объем финансов от реализации продукции. И, если где-то происходит срыв по причинам, которые мы обсудили выше, то в новых условиях он уже не будет столь ощутимым.

У нас как у производителей есть пути сохранения своего «места под солнцем». И мы их используем. Прежде всего, повышая качество продукции. Это даёт возможность говорить с заказчиком о надежном товаре, о нашей ответственности за него, о долгом – более 10 лет – сроке службы. С другой стороны, стараемся совершенствовать продукцию и в техническом плане, предлагать улучшенные варианты, в которых заинтересован заказчик. В этом случае он согласится на более высокую цену, понимая, что получит больше возможностей. Вот таким путем мы и идем, внедряем новинки в области конвейеростроения, для чего регулярно посещаем выставки, оперативно реагируем на спрос.

Заказчики нашим оборудованием довольны. И хотя мы проигрываем зарубежным компаниям по внешнему виду продукции (здесь еще многое предстоит усовершенствовать), но значительно выигрываем по качеству и надежности. И резервы у нас есть: сохранены конструкторский и технологический отделы, имеются интересные разработки. План организационно-технических мероприятий согласован с советом директоров. В прошлом году приобрели вторую машину плазменной резки, около месяца назад она в штатном режиме начала работу. Планируем заменить сварочное оборудование, которое достаточно сильно изношено, дополнять современным оборудованием станочный парк. Многое будет зависеть от того, как сработаем.

Затянувшееся послесловие

– Знаю наверняка, что после выхода статьи недовольные все равно останутся. Что бы Вы им порекомендовали?

Н.Н. ЗУБАРЕВ: –Не верьте чужим придумкам! Ищите источники – их сегодня достаточно! Причем вполне официальных.

В.В. СОБОЛЕВ: – Хотелось бы четко дать понять: мы никого не выгораживаем, никаких средств никуда не «уводим». Завод открыт в своей деятельности: «прозрачная» отчетность и информация о доходах и расходах (её можно найти на сайте предприятия); только «белая» заработная плата. Мы регулярно информируем о возможных задержках с ее выплатой – ту же трудовую инспекцию. И штрафы туда платим, если не удается выполнить свои обязательства вовремя. Надзорные органы контролируют нашу деятельность достаточно жестко. Завод работает без утайки – может, в этом и сложность? В случае каких-либо ошибок тебя не просто ждет порицание компаньонов, а конкретное наказание в рамках действующего законодательства. Так что стараемся все соблюдать: по-другому нельзя!

Считаю, что коллектив у нас замечательный! Я уважаю лесников, коммунальщиков – всех, кто работает на холуницкой земле. Но завод – это основа района. И никакого хвастовства в этом нет. Не было бы завода – не было бы города! Это в какой-то степени накладывает отпечаток на нашу деятельность. У меня твердое убеждение в том, что когда мы уйдем с завода, сюда придут наши дети… Люди поменяются – завод останется. События пройдут, завод будет жить. Если бы я не был в этом убежден, то давно бы отсюда уехал!

Кстати, Белохолуницкий машиностроительный хоть и отметит скоро свое 250-летие, но, по сути, молодой. Цехи обновлены еще до перестройки, здесь работает много молодежи. Люди у нас очень образованные. Думаю, это самое активное население в районе. Производство заставляет быть прогрессивным, учиться новому. А когда человек чему-то учится, он и другие области начинает замечать: интересоваться политикой, трудовыми взаимоотношениями и т. п. Процесс совершенствования и самообразования на заводе идет активнее, на более высоком уровне, что ли. Это проявляется во всем: в почитании традиций предприятия, в заводских вечерах, в самодеятельности, спорте… Жизнью завода живет каждый работник. Мы – единое целое, мы – коллектив. Поэтому мы крутимся и выживаем!

На снимках: в цехе основного производства; Виктор Владимирович Соболев – о своем назначении: «Никакой революции на предприятии не произошло – речь идет об обычной ротации кадров, нормальной для промышленного сектора». Николай Николаевич Зубарев: «По-моему, лучшая поддержка на производственном предприятии – когда человек ощущает перспективу заработка. За свой труд рабочий должен получать достойное вознаграждение!»

Беседовала Оксана Савельева.

Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии