Нынче Глебу Алексеевичу Ельшину исполнилось, как он сам говорит, «две восьмерки» и 70 лет со дня, когда он был призван на армейскую службу – Северному флоту бывший подводник отдал без малого 8 лет.
На стенах в квартире Глеба Алексеевича и сегодня – «водные» мотивы: парусник на морских волнах, лодка у берега тихой речушки... и – фото экипажа подводной лодки С-103. Он тогда занимался любительской фотографией, но, увы, запрет командования не позволил в подробностях запечатлеть будни флотской жизни.
– Не обидно ли, рядом представители союзных войск с фотокамерами, им можно было снимать всё, а нам – ни-ни! В шпионы ведь рисковали угодить, – сожалеет Ельшин… Обучение в Махачкале, Баку и Аральске с их непривычно жарким климатом; затем длинное «путешествие» в эшелоне под вражеским обстрелом (шел 1942 год) в Мурманск: климковского паренька отправили выполнять воинский долг на Северный флот. По прибытии на место он попал сначала на маленькую подлодку, потом был переведен на «эску» (С-103), где и служил торпедистом до конца Великой Отечественной.
– Что больше всего запомнилось? Очевидно, первое погружение: замкнутое пространство, шум выпускаемого воздуха, когда лодка опускалась на всё большую глубину… Качка на меня почти не влияла – иным приходилось намного хуже, – вспоминает ветеран. – С первых дней нас приучали к железной дисциплине, безупречной морской выправке. Действия в разных ситуациях были доведены до автоматизма: переключать многочисленные рычаги и тумблеры в отсеке мы могли с закрытыми глазами. Обучались управляться и с токарными станками, выполняли электромонтажные работы. Да и математические знания торпедисту требовались, чтобы учесть расстояния, скорость течения, движения судов … Мне-то после девятилетки было легче, чем тем, у кого образование всего три класса…
Команда, в которой служил Ельшин, за годы войны потопила три вражеских судна. В памяти бывшего моряка всплывают эпизоды и трагические (как теряли боевых товарищей), и комичные.
– Ближе к концу войны мне довелось общаться с представителями союзников, – рассказывает он. – Англичане были необщительны, с американцами проще: непосредственные, живые, эмоционально гибкие. Тогда бросилась в глаза разница в наших «стилях жизни»: у американцев провиант в ярких, практичных, удобных упаковках, у нас – мешки с грязной картошкой. На флоте мы, конечно, не голодали, – уточняет Глеб Алексеевич, – еды хватало качественной и разнообразной, но в тесном пространстве подлодки это не радовало, без свежего воздуха аппетит пропадал. После очередного похода ступаешь на твердую землю – и с непривычки качаешься… Как тут не вспомнишь родные климковские просторы, пруд, леса, небо!..
Но больше вспоминается бывшему подводнику то, что связано со сплоченностью сослуживцев, крепкой мужской дружбой и умением не терять самообладание и не сетовать на жизнь в любой ситуации.
В послевоенное время служба продолжилась уже не в Мурманске, а в Полярном – теперь уже старшина Ельшин обучал подчиненных тому, что крепко усвоил сам.
В 1950 году Глеб Алексеевич демобилизовался, вернулся в Климковку. Полученные навыки электрика применял и на «Кирскабеле», и на местной электростанции. Поработал и вальщиком леса, раскряжевщиком – это приносило больший заработок, ведь уже нужно было кормить семью… В конце 1957 года Ельшин пришел в электромеханический цех Белохолуницкого машиностроительного, где и проработал до выхода на пенсию в 1984-ом. С радостью наблюдал, как постепенно обновлялось оборудование на предприятии: в цехи попадала хоть и подержанная, но все-таки немецкая техника, славящаяся надежностью и точностью. Это теперь Ельшин с грустью констатирует: завод стал не тот… Но интересуется переменами, происходящими там, не теряет надежды на лучшее. В свои 88 он большую часть времени отдает книгам: предпочитает историческую литературу, а иногда, для развлечения, – фантастику и прочий «легкий жанр», включая книги о художниках-маринистах. На нынешние трудности смотрит с прежней выправкой моряка, собранностью, уверенностью, что со всем справится. Радуется успехам сына, внучат, с удовольствием наблюдает за подрастающими правнуками. И всегда не прочь поговорить о своем морском прошлом – не только о боевом: к примеру, вспоминает, как их учили ходить под парусом, как в Архангельске, на Северной Двине, молодые «яхтсмены» соревновались в мастерстве с… местными девушками, управлявшимися с парусом ничуть не хуже парней...
На фото: Глеб Алексеевич Ельшин; Празднование дня ВМФ – добрая традиция белохолуничан, частью жизни которых стал соленый ветер и безупречная морская выправка.
Оксана Савельева.
Фото автора и из семейного альбома Г.А. Ельшина.
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
- 30.08.2024 Моё 1 сентября
- 23.08.2024 О чем бы фильм вы сняли, земляки?
- 16.08.2024 Печатные издания уже в прошлом?
- 09.08.2024 Лень, бескультурье или знак протеста?
Комментарии