Первая памятная встреча уроженцев исчезнувшей деревни Чулкинцы (относилась к Васьковскому, а затем – к Прокопьевскому сельсовету) состоялась в 1989 году. Земляки, слетелись в «родное гнездо» из Нижнего Тагила, Хабаровска, Кемерова и даже из Эстонии и Украины.
А вторая знаменательная встреча бывших чулкинцев произошла в прошлом году, в Троицкую субботу.
Мы выполнили свою давнюю мечту – установили на месте родной деревни памятник землякам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. В нашей деревне стоял 31 дом, и почти из каждого на войну ушли по одному – двое человек, а из некоторых даже по трое. Более 20 моих земляков погибли или пропали без вести. Фамилии большинства из них занесены в Книгу памяти.
Но и те, кому довелось вернуться с фронта, уже ушли в мир иной, в живых остался лишь один участник войны – Иван Васильевич Чулкин, который сейчас живет в Сырьянах. .
..Особо мы на таких встречах кланяемся тополю, который в нынешнем году «отметит» 70-летие. Его посадил перед уходом на войну один из наших земляков – Фёдор Алексеевич Чулкин. Он не пришел с фронта, а его сын Геннадий тоже воевал, вернулся калекой, без ноги…
В прошлом году на встречу приезжали две дочери Фёдора Алексеевича, его внуки и два праправнука. Вспоминали мы, дети войны, как голодали семьи, где было по пять – шесть детей и не стало кормильцев. Как работали за двоих, за троих наши вечно голодные матери, плакавшие оттого, что их дети недоедают.
Вспоминали, что хотя все голодали, но воровства не было, наоборот, делились последним куском хлеба.
Так, слезы навернулись у всех, когда мы подошли к большой яме за деревней. В этом овражке старушки решили варить в ведрах кашу из зеленой ржи. Мы до сих пор словно слышим звук колотушки, которой в обеденное время пожилые женщины созывали семьи хоть немного подкрепиться. .
..Вспоминали, как сообща пахали женщины огороды, впрягаясь по пять – шесть человек вместо лошади. Пройдут пять метров и падают, обессилев.
Мы все время боялись, что наши матери упадут и больше не встанут.
Хорошо помню, как просили у мамы хоть что-нибудь поесть. А она отвечала: «Потерпите, милые, скоро закончится война, и тогда буду вас каждый день кормить досыта».
На всю жизнь запомнила, как однажды мы с сестрами проснулись от вкуснейшего запаха: это мама первый раз за несколько лет испекла хлеб без травы, на столе лежали белые-белые овсяные ярушники. Но она нас сразу предупредила, чтобы ели по чуть-чуть, иначе желудки с голодухи не справятся…
Да, многое мы вспомнили, побывав на месте своей деревни...
Надежда Тукмачёва
(Чулкина), п. Дубровка.
Фото из семейного архива.
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
- 30.08.2024 Моё 1 сентября
- 23.08.2024 О чем бы фильм вы сняли, земляки?
- 16.08.2024 Печатные издания уже в прошлом?
- 09.08.2024 Лень, бескультурье или знак протеста?
Комментарии