ГлавнаяОбществоКлючевая государственная задача
10.01.2025
Рубрика: Общество
Просмотров: 22
Ключевая государственная задача

С 2024 года МКОУ СОШ с УИОП имени В.И. Десяткова является

региональной инновационной площадкой Института развития образования Кировской области.

Чтобы поделиться первыми наработками по теме «Модель педагогического управления профессиональным самоопределением личности школьника», школа открыла двери для коллег, организовав для управленческих команд образовательных организаций района методический семинар.

В настоящее время профориентация учащихся является ключевой государственной задачей, которую Президент РФ обозначил в своем послании к Федеральному собранию. В каждой школе страны с начала учебного года еженедельно проходят занятия «Россия – мои горизонты», на которых дети знакомятся с современными востребованными профессиями. Но школа имени В.И. Десяткова поставила перед собой задачу создать комплексную модель управления профессиональным самоопределением личности ребенка, которую представила заместитель директора по УВР А.В. Кинчина.

Самым первым звеном этой модели является эмоциональное «заражение» от встречи с успешным человеком. Сначала это успешный взрослый, который находится в ближнем круге ребёнка: родитель, родственник, педагог… Он может передать своё увлечение делом, проведя мастер-класс, обучив детей прикладным видам деятельности.

Но для подростков также важен пример и успешного сверстника, который тоже может дать урок, например, фотографии, игры на барабанах, забивания мяча в ворота и т. д. А ещё обычный урок физики может провести электрик, урок русского языка – корреспондент газеты, биологии – ветврач, географии – гражданин другой страны или путешественник, математики – предприниматель. Это всё уроки от профессионалов. Они могут быть очень разными.

В среднем и старшем школьном возрасте важно не столько обучиться навыку, сколько понять путь становления профессионала. Здесь нужен диалог с человеком, который осилил эту дорогу: пережил трудности, достиг успеха и счастлив в своём деле. Классная встреча рождает эмоциональный отклик, заряжает, вдохновляет. Героем ее может стать харизматичный, любящий свою родину человек.

Важным звеном механизма самоопределения личности становится радость успеха в определённом виде деятельности. Уже в начальной школе ребенок пробует себя, меняет множество занятий – спортом, искусством, техническим творчеством. Взрослея, понимает, что является для него самым важным и интересным.

И завершает модель самоопределения школьника его успех в профессиональной пробе. Олимпиады, конкурсы, соревнования, реализация проектов – все это закрепляет у ребенка понимание профессионального выбора. Первую пробу ученики начальных классов получают, участвуя в проекте «Орлята России», который направлен на получение опыта позитивного преобразования социального мира. Ученики основной школы участвуют в проекте «Движение первых». Уникальность такой пробы – во включении детей в многочисленные сообщества – отряды. И, наконец, ученики средней и старшей школы получают пробу в предпрофессиональных классах.

На семинаре был представлен опыт управления профессиональным самоопределением личности в урочной и внеурочной деятельности. Надо сказать, что в школе им. В.И. Десяткова уже несколько лет успешно реализуется программа педагогического класса. В этом году активно ведется сотрудничество с Кировским медицинским университетом в реализации программ медицинского класса. В соответствии с магистральными направлениями развития экономики Кировской области в школе планируется открытие инженерного и аграрного классов. Учебное учреждение ставит перед собой задачу воспитания патриотов родного края, которые хотят жить и трудиться на своей земле. 

Учитель химии и биологии Н.Л. Краснопёрова рассказала об опыте использования материалов по профориентации на медицинские и аграрные профессии в урочной деятельности. А форму урока от профессионала участники семинара наблюдали во время встречи воспитателя детского сада «Алёнушка» М.В. Мурашовой с учениками психолого-педагогического класса. Марина Владимировна смогла передать ребятам образ воспитателя, любящего свою работу, внимательного, бережно относящегося к детской душе.

В модели профессионального самоопределения школьников огромная роль отводится классному руководителю, который должен обладать компетенциями в области профориентации. При этом он не является специалистом, чтобы советовать, и не определяет индивидуальную траекторию развития ребёнка. Он лишь управляет включением детей в разные виды деятельности – выбор в любом случае остаётся за учеником.

Классный руководитель управляет также родительским просвещением. На семинаре прошла защита реализованных школой управленческих проектов в сфере воспитания. Проект «Педагогический интенсив как форма внутришкольного повышения квалификации классного  руководителя» представили заместитель директора по ВР Ю.Г. Захваткина и педагог-организатор Е.В. Тукмачёва. А о проекте «Предпрофессиональные классы как способ организации внеурочной деятельности старшеклассника» рассказала педагог-наставник Л.И. Шитова.

Завершилась встреча перфолекцией по вопросам профессионального самоопределения школьника, которую подготовила педагог-библиотекарь школы Е.В. Галимова. Каждый участник семинара мог поразмышлять, рассказать о своём опыте профориентации, расставить акценты в этом важном вопросе…

Елена Огнёва, начальник районного управления образования.

Фото из открытых источников.

 

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии