ГлавнаяОбществоК 20-летию Кировской областной Думы
08.05.2014
Рубрика: Общество
Просмотров: 1962
К 20-летию Кировской областной Думы

Они были первыми

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Первые выборы депутатов Кировской областной Думы состоялись 20 марта 1994 года. Они проводились по мажоритарной (один округ – один мандат) избирательной системе.

Границы избирательного округа совпадали с административными границами районов и городов областного подчинения. По численности избирательные округа были очень неравнозначными, и депутаты, бывало, спорили между собой, кто «всенароднее», за кем стоит больше электората.

Законотворчество стало для них новым делом. Звонили коллегам из соседних регионов, ездили перенимать опыт, доехали даже до Чечни.

Кроили более чем скромный областной бюджет по принципу «всем сестрам по серьгам» и думали, как грамотно дать льготу какому-либо предприятию, чтобы через некоторое время получить от него оптимальную отдачу.

Законом предусматривалась возможность работать на профессиональной основе для 10 депутатов. Однако народные избранники решили, что в период финансовой нестабильности это непозволительная роскошь, и ввели только две освобожденные должности – председателя и его заместителя. Первым председателем стал Михаил Михеев, его заместителем – Валерий Кайсин.

В отличие от Конституции РФ, которая установила в стране президентскую республику, глава вятского региона хотя и имел право наложить запрет на нормативные правовые акты, принятые Думой, но не мог распустить законодательный орган власти. Его вето было легко преодолимо двумя третями депутатских голосов.

Дума первого созыва проработала два года. Она подготовила закон, в соответствии с которым состоялись первые в истории вятского края прямые, всенародные, на альтернативной основе выборы губернатора Кировской области.

Антикризисный созыв

Система выборов депутатов Кировской областной Думы второго созыва осталась мажоритарной. Но изменился подход к делению региона на избирательные округа. Число избирателей в них стало примерно равным.

Второй созыв оказался, пожалуй, наиболее сплочённым за всю историю законодательного органа власти. Депутаты еще не были разбиты на фракции, не находились в оппозиции друг к другу. Работа шла исключительно на результат. Именно в это время закладывались основы будущего экономического развития, разрабатывались законы на перспективу.

Некоторый экономический рост, наблюдавшийся в 1997-ом и первой половине 1998 г., был прерван финансовым кризисом. В августе 1998-го в России объявили дефолт. Именно второму созыву пришлось реагировать на новый вызов, разрабатывать экстренные антикризисные меры, что в полной мере отразилось на бюджете 1999 г., который был преимущественно социальным, и в законах, принятых в конце 1998-го и в 1999 году.

Ставка делалась на предпринимательство и малый бизнес как более мобильный, способный адекватно реагировать на общественные запросы. Принимаются законы «О развитии малого предпринимательства…», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности…», «Об упрощенной системе налогообложения…». Из предложенных федеральными законодателями налоговых схем депутаты выбрали наиболее оптимальную, создав для предпринимателей режим наибольшего благоприятствования.

Позитивным последствием кризиса стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил более ответственно относиться к бюджетному планированию. Впервые в Кировской области принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», который обобщил федеральные нормы с региональной практикой и сделал правила игры на бюджетном поле прозрачными и понятными.

За четыре года было принято немало базовых законов, регулирующих правоотношения в самых разнообразных сферах. Некоторые из них действуют по сей день.

На волне реформ

Годы работы третьего созыва пришлись на время реформ. Именно в этот период Кировская областная Дума была переименована в Законодательное собрание Кировской области. В названии депутаты решили закрепить свое исключительное право принимать региональные законы, а в новых кодексах принципиально сломали старую систему отношений. Нововведения были направлены на то, чтобы закрепить рыночные правила игры в самых разных хозяйственных сферах и чётко обозначить роли – собственников, арендаторов, пользователей, контролёров.

Воздух был буквально наэлектризован, когда обсуждались законы, связанные с распределением недр, земель, лесов и вод, ведь право собственности на них является определяющим в общественных отношениях.

Именно этому созыву довелось взять на себя и удар социальных реформ. Федеральный закон № 122 перевел льготы с натуральной формы на денежную и существенно пересмотрел систему социальной поддержки. На областной и местные бюджеты было возложено свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан. Многие из них пришлось обеспечивать за счёт областного бюджета. Депутаты Законодательного собрания третьего созыва разработали свои, региональные, законы в поддержку этих людей.

Еще одной серьезной задачей народных избранников стала реформа местного самоуправления. В Кировской области едва ли не в первой по России приняты законы, установившие новый принцип деления муниципальных образований. Вместо 45 (39 районов и 6 городов) у нас стало более пятисот(!) муниципальных образований.

И конечно же перед депутатами, среди которых было немало промышленников, стояли вопросы: как помочь реальному сектору экономики, привлечь инвестиции, заставить область развиваться? Были разработаны законы «О промышленной политике…», «О регулировании инвестиционной деятельности…», «О залоговом фонде…», «О региональной научно-технической политике» и т. д.

Именно третий созыв воплотил мечту предыдущего – создал Контрольно-счетную палату, которая перед тем, как стать самостоятельным и независимым органом, работала в структуре Заксобрания.

Третий созыв запомнился как интеллектуально мощный, монолитный и работоспособный. Главным уроком, преподанным им, стало понимание: плох тот депутат, который борется за свои «местечковые» интересы; хорош тот, кто создает условия для жизни всего населения и развития всего региона.

В режиме партийности

Дальнейшее развитие законодательной власти шло через усиление роли политических партий. Впервые в Кировской области половина депутатских мандатов была отдана партиям, победившим на выборах. Во власть пришли профессиональные политики, а в таблице профпринадлежности появилась графа «многопрофильный бизнес».

Все пять лет работы четвертого созыва прошли в атмосфере дискуссионности и динамичности. Был сформирован совет, куда, помимо высшего руководства ОЗС и председателей комитетов, вошли лидеры всех фракций.

Контролю за партийной дисциплиной способствовала система электронного голосования, которой оборудовали зал заседаний вскоре после начала работы четвертого созыва. 31 июля 2006 г. начал работу Интернет-сайт Заксобрания. Росла технологическая оснащенность, а вместе с ней – уровень открытости и доступности ОЗС.

Четвертый созыв пришелся на период некоторого экономического подъема. Стало возможным планировать бюджет на три года вперед. Президент РФ объявил четыре масштабных национальных проекта. Законами области утверждались все наиболее значимые областные целевые программы.

Росли и крепли «горизонтальные» связи. Депутаты Кировской области встречались со своими коллегами из других регионов не только на официальных, но и на спортивных площадках. Четвертый созыв был на редкость спортивным и немало сил приложил, чтобы развивать в области массовый и детский спорт.

И конечно же пришлось заниматься выборным законодательством. Главным образом в связи с отменой прямых губернаторских выборов и усилением роли законодательных органов в вопросах о назначении на должность губернатора. В конце 2008 г. на пленарном заседании полномочиями главы Кировской области депутаты наделили Никиту Белых.

На профессиональной основе

Число руководителей Законодательного собрания пятого созыва увеличилось до пяти. Вице-спикерами стали представители всех четырех фракций политических партий, победивших на выборах. Было принято еще одно важное кадровое решение – дать возможность председателям комитетов работать на профессиональной основе.

Это не замедлило сказаться на работе ОЗС: улучшилось качество принимаемых законов, выросло количество законодательных инициатив от депутатов. Впервые утвержден Закон «О контрольной деятельности депутатов Законодательного собрания Кировской области», который позволил им усилить контроль и за деятельностью исполнительной власти, и за работой органов местного самоуправления. Примеры, когда депутатский контроль заставил чиновников делать свою работу как должно, а не абы как, не единичны. Конечно же выявить такие ситуации помогает постоянная связь депутатов со своими избирателями. В каждом райцентре есть общественные приемные. Впервые опробована такая форма работы, как «Дни района в Законодательном собрании Кировской области». Смысл ее в том, чтобы выявить «болевые точки» района, подсказать, как действовать в той или иной ситуации, найти выход из трудного положения, пролоббировать интересы территории.

Реализуя принцип народности, депутаты 5-го созыва ориентируются не только на избирателей, но и на общественные организации, которых в регионе более 2 тысяч. Со многими из них подписаны соглашения о сотрудничестве в законотворческом процессе.

В будущее областные законодатели смотрят с оптимизмом и готовы принять любые формы работы на благо жителей региона.

На снимках: Кировская областная Дума 1-го созыва; депутаты Заксобрания 5-го созыва; Кировская областная Дума 2-го созыва; депутаты Законодательного собрания Кировской области (3 созыв); ОЗС 4-го созыва.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии