ГлавнаяОбществоИгорь Васильев: "Будущее России обеспечат две основополагающие отрасли – образование и здравоохранение"
11.06.2021
Рубрика: Общество
Просмотров: 262
Игорь Васильев: "Будущее России обеспечат две основополагающие отрасли – образование и здравоохранение"

Губернатор Кировской области, возглавляющий комиссию при Госсовете РФ по направлению «Образование», рассказал о задачах и планах в образовательной сфере, об отношении к ЕГЭ, дистанционному обучению и безопасности в школах.

– Игорь Владимирович, о чем пойдет речь в докладе комиссии к заседанию Госсовета по образованию, который будет представлен Президенту?

– Доклад охватывает все сферы общего образования: это и вопросы подготовки кадров для реального сектора экономики, обновления материально-технической базы учебных учреждений, цифровизации образовательного пространства, повышения компетенции педагогов, ликвидации кадрового дефицита, особенно в сельской местности, и др.

– Комиссия работает на протяжении двух с половиной лет. Каковы достижения?

– Многие проблемные вопросы перешли в разряд лучших практик. Например, в школах Кировской области удалось организовать бесплатное горячее питание для учеников 1 – 4 классов. Еще один важный момент – у регионов появилась возможность направлять средства от реструктуризации бюджета на создание образовательной инфраструктуры. Это особенно актуально в тех районах, где нет возможности изыскивать земельные участки для возведения новых учебных учреждений.

Как губернатор и руководитель рабочей группы Госсовета я выступаю за строительство школ полного дня. Они должны представлять собой учебно-культурно-просветительские центры с оборудованными по последнему слову техники классами, современными спортзалами, бассейнами, настоящими концертными залами и хорошими библиотеками! Где дети наряду с образованием получат возможность заниматься, спортом, творчеством и т. д. Где родители учеников, придя сюда вечером, тоже смогут найти занятие по душе.

При таком подходе сельская школа станет единым фундаментом для сборки средств нацпроектов «Демография», «Образование», «Развитие сельских территорий», которые сейчас выделяются по разным программам.

Задача регионов – сделать так, чтобы инфраструктура соответствовала времени, чтобы работали программы по привлечению молодых специалистов, в том числе в малые города, чтобы ребята, которые хорошо учатся, видели вокруг себя условия жизни, от которых не хочется сбегать.

Другое важное направление – подготовка педагогических кадров, их трудоустройство, профессиональный рост, достойные заработные платы. Одна из актуальных задач – повышение престижа педагогической профессии.

– Как конкретно вы предлагаете его повышать?

– В современном мире произошла подмена понятий. Тиктокер, блогер почему-то стали предметом гордости. А гордо должна звучать фраза: «Я работаю в школе».

Необходимо отходить от подобного отношения к образованию. Оно должно быть не «образовательной услугой», а воспитанием. Но воспитывать могут только те, к кому существует высочайшее доверие общества.

Надо, чтобы в профессию приходили люди заинтересованные, а подготовка педкадров велась в профильных вузах. Требуется восстановление отрасли, потому что за последние годы 69 педвузов страны прекратили существование. Педагогические кадры стареют, очень много учителей предпенсионного возраста. И очередь в сельских малокомплектных школах на преподавание, не стоит. Это тоже обсуждает комиссия Госсовета.

– Не будем забывать, что образование – это не только школа. Есть дошкольная ступень, среднее профобразование, высшее. Какие предложения вносит комиссия Госсовета по этим направлениям?

– Дошкольному образованию отведен отдельный раздел в докладе с проблемными вопросами и предложениями по их решению. Не менее важное направление – среднее профессиональное образование (СПО). Если дети принимают решение получить рабочую профессию, качество их знаний должно быть таким же, как в 9 – 11 классах общеобразовательной школы. А если человек, получивший уважаемую профессию сварщика, которая приносит ему гарантированный доход, захочет учиться дальше на инженера, у него тоже должны быть равные возможности. И мы обсуждаем, как это сделать.

Система СПО, весьма мудро устроенная в советские годы, сегодня восстанавливается. Ее главная задача – обеспечить максимальное приближение профессиональных образовательных организаций к реальному сектору экономики. И это требует хорошей материально-технической базы. На ее обновление предусмотрено 30 млрд. руб. до 2024 года. Деньги будут выделены в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы».

Правительство разрабатывает так называемую фронтальную стратегию, один из вопросов которой – как увязать с профобразованием промышленные предприятия по всей стране. Обсуждаются разные модели, один из вариантов – чтобы предприятия могли размещать заказы. Если мы вкладываем деньги в профобразование и ставим для обучения хорошее оборудование, то на учебном производстве могло бы делаться то, что сейчас производится в цехах. Да, возникает вопрос качества. Но ведь и учить надо так, чтобы по окончании ссуза выпускника можно было сразу взять на работу.

– Что предлагает комиссия в области высшего образования?

– Многое. Я, к примеру, внес предложение обсудить прикладной бакалавриат. Это практически то же, что высшие учебные технические заведения (втузы) в советское время, когда люди работали и одновременно получали образование. Для этого нужно открыть филиалы технических вузов на предприятиях – там, где это действительно возможно. И начинать надо с материально-технической базы.

– Все чаще звучат предложения об отмене ЕГЭ. Как вы к этому относитесь?

– Плюсы ЕГЭ в том, что почти на 100 проц. исключены коррупционная составляющая и «фактор родителей» – когда поступление в вузы превращается в соревнование не детей и их способностей и знаний, а родителей и их возможностей.

Есть, наверное, и минусы: длительность подготовки к ЕГЭ, необходимость «натаскивать» учеников на результаты тестов. Но в целом ничего плохого в этом нет.

– Что вы думаете о дистанционном образовании?

– Что это направление должно развиваться. Случилась пандемия, локдаун, и Кировская область оказалась одной из немногих, имеющих опыт дистанционного обучения. Потому что с 2009 года в регионе существует центр дистанционного образования. Идея «дистанционки» пришла в голову Анатолию Михайловичу Чурину, и он ее реализовал.

Сейчас это серьезный инструмент, дающий доступ к самым лучшим образовательным кадрам. Но, разумеется, не заменяющий настоящее обучение и живое общение, которое так необходимо детям. Знаю это по себе: у меня есть подшефный класс...

– Как так случилось, что вы взяли шефство над школьниками?

– В Кировской области за три года построено 24 детсада и три школы. Открывая одну из них, я подумал, что не тетрадки надо детям покупать, а приезжать раз в месяц и водить их в музей, цирк, зоопарк, космический центр.

«Мои» уже пойдут в четвертый класс. Они стали такие... осознанные. Они ждут этих встреч! И я жду, готовлюсь. Ведь шефство не в том, чтобы всем купить по авторучке, а в том, чтобы сделать ребятам хорошую образовательную программу помимо школы. Своими глазами увидеть проблемы, с учителями познакомиться – они расскажут, как живет школа. Вот в этом смысле я бы всем губернаторам советовал взять по подшефному классу.

– Из чего, по-вашему мнению, должна складываться оценка труда педагога?

– Из успехов учеников, на мой взгляд. Чему ты их научил, чего добились твои выпускники... Необходим некий интегральный критерий.

Для учителей существуют квалификационные экзамены, есть соответствующие требования, но самая главная оценка, та, которую, наверное, жизнь выставляет, – это оценка поиска и развития талантов. Тут и участие учеников в олимпиадах, их победы и многое другое. Это очень тонкая история: успешность детей, успешность школы, преодоление неуспешности.

– После трагедии в казанской гимназии вновь остро встал вопрос безопасности детей в школе. Обсуждается ли он на комиссии Госсовета?

– Конечно! Мнения разные. Есть необходимость пересмотра правил обращения с оружием и необходимость более серьезного технического оснащения образовательных учреждений: видеонаблюдение, тревожные кнопки. Будет рассматриваться вопрос обеспечения безопасности российских школ силами Росгвардии. Но самое главное – это обратная связь и неравнодушие людей. Солидарность общества по отношению к подобным явлениям важнее любых физических заслонов. Профилактические мероприятия, грамотные специалисты-психологи, возможно, цифровая платформа психологической помощи в школах – вот что очень важно.

– Могут ли какие-то новшества на каждой ступени образования быть введены уже к началу нового учебного года?

– Думаю, образование – это не та сфера, где все нужно менять революционным путем. В первую очередь будем много строить: в ближайшие три года появится 1300 школ. Для этого, в частности, разработан инструмент государственно-частного партнерства, в котором примут участие ВЭБ, Сбербанк, ГК «Просвещение» и др. Механизм взаимодействия проработан. Первая школа в рамках ГЧП уже строится в Нижнем Новгороде.

В Кировской области планируется возвести еще три школы общей мощностью порядка четырех тысяч мест. В центральной части г. Кирова на территории бывшего военного училища хотим создать с использованием механизма ГЧП образовательный городок: несколько учебных учреждений с объединенной инфраструктурой – стадион, бассейн, спортзал, кинотеатр, концертный зал.

В этом году начнется строительство центра по развитию талантов. А в райцентрах с градообразующими предприятиями появятся школы полного дня. По планам, это произойдет уже в 2022 году.

Кировская область всегда была сильна образованием. Мы – один из регионов, которые подняли все школы на областной уровень, они хорошо финансируются. Множество наших ребят участвуют в олимпиадах, есть чемпионы России и мира по физике, химии, биологии. В Кирове четыре полноценных вуза – Вятский университет, агротехнологический и медицинский университеты, филиал Московской юридической академии, почти 50 тысяч студентов на 500 тысяч жителей. Создан научно-образовательный центр мирового уровня «Биополис». Город достоин считаться наукоградом!

– Игорь Владимирович, какой должна быть современная система управления образованием?

– Она должна быть настроена на результат. А результат нам нужен простой и понятный: успех ребенка в первую очередь и одинаково высокое качество образования в любой точке страны. Мы никогда не знаем, где родится следующий Ломоносов, но мы точно знаем, что он родится. И должны быть готовы.

По материалу портала www.interfax-russia.ru

подготовила Татьяна Лыжина.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии