ГлавнаяОбществоГод и бюджет не обещают быть простыми
24.12.2015
Рубрика: Общество
Просмотров: 915
Год и бюджет не обещают быть простыми

На декабрьском заседании районной Думы депутаты заслушали прогноз социально-экономического развития Белохолуницкого района на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 гг., приняли бюджет на 2016 г. и решили ряд вопросов, связанных с уставом муниципального образования, программой приватизации муниципального имущества на 2015 г. и др.

Итоги и перспективы

Общеэкономический оборот района за 2015 г., по современным оценкам, составляет 2825,2 млн. руб. В его структуре лидирует промышленность (34 проц.), торговля занимает третье место (12,8 проц.), за ней расположились бюджетная сфера (11,5 проц.) и сельское хозяйство (10,7 проц.). На прочие отрасли приходится 15,7 проц. (второе место), на транспорт и связь – 3,1 проц., строительство – 2,3 проц. В производственной сфере машины и оборудование занимают 44,6 проц., деревообрабатывающая сфера – 39,9 проц. Вклад остальных производств не превышает 6 проц.

После некоторого взлета в 2014-ом производства сельхозпродукции (107 проц.) в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года экономисты прогнозируют небольшое снижение (98,2 проц.) этого показателя в 2015-ом и малозаметный рост (на уровне максимум 102,2 проц.) в последующие годы. По оценочным данным, намечается слабый рост (580 по сравнению с 578 в 2014-ом) численности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также количества занятых в этой сфере людей (3000 против 2987 чел. в 2014 г.). После падения оборота субъектов малого предпринимательства в прошлом году текущий обещает приближение к уровню 2013-го, но не превышение его. Однако в дальнейшем прогнозируется устойчивый рост оборота, что увязывают с принятой муниципальной программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Белохолуницком районе на 2014 – 2018 гг.».

Не вселяют оптимизма демографические показатели: падение рождаемости с 15,1 до 12,9 появившихся на свет на 1000 населения, рост коэффициента смертности (с 18,9 до 19,1) и прогноз на 2016 год (19,2), а также планомерное падение среднегодовой численности населения с 18,66 тыс. в 2013-ом до 18,03 тыс. в 2015 г. и прогнозом уменьшения до 17,28 тыс. к 2018 г. Соответственно, падают численность экономически активного населения, которого, по оценке 2015 г., останется менее 8 тыс. человек, и занятого населения (6,049 тыс.). К тому же отмечен рост (до 2 проц.) уровня безработицы и количества зарегистрированных в службе занятости безработных лиц. Среднемесячная заработная плата по району в 2015-ом прогнозируется на уровне 14,6 тыс. руб. Фонд оплаты труда в т. г. составит 1057,2 млн. руб., в 2016-ом – 1137,9 млн. руб.

Какой будет районная казна?

На основе этих и других бюджетообразующих показателей проект бюджета района на 2016 год предусматривает доходы на уровне 313026,3 тыс. руб., расходы в объеме 321807,6 тыс. руб. (это на 4193 тыс. руб. ниже уровня текущего года) с дефицитом 8781,3 тыс. руб.

Революционных изменений в структуре бюджета нет: основную долю составляют безвозмездные поступления (72,9 проц.). Отмечен рост доли налоговых и неналоговых доходов (27,1 проц.), что выше показателя текущего финансового года на 2,9 проц. В целом же собственные доходы запланированы с ростом к первоначальному плану текущего финансового года на 8,8 проц.: 64972,4 тыс. руб. налоговых и 19845,9 тыс. руб. неналоговых доходов.

Заработная плата работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, а также социальные выплаты гражданам заложены в бюджет без индексации – на 10,3 проц. проиндексированы лишь социальные выплаты, связанные с оплатой услуг ЖКХ. Расходы на материальные затраты муниципальных учреждений предусматривают режим экономии – 4,8 проц. к первоначальному плану т. г. Районный бюджет-2016 по расходам рассчитан ниже расчетной потребности даже по основным обязательствам: зарплата работникам бюджетной сферы, социальная поддержка граждан, оплата коммунальных услуг учреждений и их материальные затраты учтены из расчета 11,5 месяца потребности. Предусматривается реализация 8 муниципальных программ на сумму 319565 тыс. руб.

Сохранена социальная направленность бюджета: расходов на социально-культурные мероприятия запланировано на 244464,1 тыс. руб. (76 проц. общего объема расходов). Из них на образование – 51,9 проц. (167 млн. руб.): на дошкольное – увеличение на 10,9 проц., на общее – снижение на 6,8 проц., что связано с переводом на областной бюджет школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

При этом отмечено, что Гурёнская школа-интернат уцелеет в своем нынешнем статусе за счет перевода на финансирование из местного бюджета. До недавнего времени таких учреждений в области было 4, но теперь в Вятских Полянах, Унях и Мурашах они закрыты. Из гурёнского руководству района предлагалось создать обычную школу или закрыть, однако принято альтернативное решение.

В расходах на молодежную политику и оздоровление детей предусмотрены средства на оплату стоимости питания детей в лагерях с дневным пребыванием при учреждениях системы образования и спортивной направленности в сумме 1 млн. 115,2 тыс. руб., что превышает прошлогодний уровень на рекордные 1026,6 тыс. руб.

Объем расходов на культуру составит 53673,4 тыс. руб., что выше уровня текущего года на 25,2 проц. Рост обусловлен переводом обслуживаю

Сюда же отнесены расходы на софинансирование капитального ремонта Ракаловского и Федосеевского домов культуры в сумме 185 тыс. руб.

На реализацию социальной политики отведено 20552,2 тыс. руб. – со снижением к текущему году на 37,7 проц., поскольку с 2016-го субсидии гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг будет выплачивать областной бюджет. Уменьшен на 8711 тыс. руб. и объем субвенции на обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение.

На физкультуру и спорт планируется направить 3238,4 тыс. руб.

Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения будет профинансировано в объеме 1115,1 тыс. руб., львиную долю которых составляет содержание ЕДДС (1085,1 тыс. руб.). К слову, эта статья расходов вызвала, возможно, безосновательные вопросы ряда депутатов о целесообразности данной структуры.

На поддержку сельского и дорожного хозяйства планируется 27201,4 тыс. руб. Субсидии организациям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки автотранспортом, выделят в объеме 666,4 тыс. руб. Данный вопрос вызвал особый интерес депутатов, которые постоянно слышат недоумение со стороны местных перевозчиков по поводу недостаточных размеров таких компенсаций. Глава райадминистрации Т.А. Телицина пояснила, что размер помощи устанавливается исходя из финансовых возможностей и перечислила тех, кто при поддержке муниципального бюджета приобрел в уходящем году новые автобусы и кто не смог сделать этого лишь в силу оформления покупки техники на частное лицо.

Возведение временной переправы через р. Вятку в Подрезчихе в период весеннего половодья обойдется казне в 45,9 тыс. руб. Дорожный фонд «подрастет» на 4,6 проц. и составит 18650,9 тыс. руб.

Резервы и долги

Средства резервного фонда на проведение мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, составят 384 тыс. руб. Практически равные суммы – 25,7 тыс. руб. и 25 тыс. руб. – пойдут на содержание муниципального архива и социальные выплаты лицам, которым присвоено звание «Почетный житель Белохолуницкого района». На поддержку инвалидов запланировано 10 тыс. руб., на мероприятия по безопасности дорожного движения – 20 тыс. руб. Предусмотрены также расходы на проведение в 2016 году выборов в представительные органы местного самоуправления – 295 тыс. руб.

В связи со значительным уровнем долговой нагрузки бюджета района муниципальные гарантии предоставляться не будут. Вообще предстоящий год не обещает быть простым, так что местной власти «придется приложить немало усилий для обеспечения максимальной эффективности бюджетных расходов при реализации задач социально-экономического развития района», отмечено в комментариях к бюджету. Глава же районной администрации Т.А. Телицина считает, что бюджет на предстоящий год в некотором смысле даже благоприятнее текущего, однако нельзя забывать о сформировавшейся в 2014 и 2015 годах задолженности, которая будет в известной мере «оттягивать назад» район в обеспечении ряда обязательных платежей, в частности – коммунальных услуг, когда январские счета могут быть оплачены даже в апреле.

Оксана Савельева.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии