Рассказ своего знаменитого двоюродного деда, ветерана Великой Отечественной войны Георгия Артемьевича Широкова, принесла в редакцию учитель английского языка школы им. В.И. Десяткова Ирина Вениаминовна Маренина.
После войны Широков сделал головокружительную карьеру: от курсанта военно-морского училища до старшего научного сотрудника НИИ МО; от начальника отдела центра космических войск МО, члена Генштаба Советской Армии до заместителя руководителя исследовательской лаборатории ЦНИИС Министерства путей сообщения. Уйдя на заслуженный отдых в возрасте 62 лет, он стал писать рассказы о военных испытаниях. Один из них – «Это было в 43-ем» – мы и публикуем (с сокращениями).
...Зимой 1943 года наша артиллерийская бригада Балфлота вела беспрерывные бои под станцией Мгла, запиравшей доступ в Ленинград по дороге из Вологды...
И поныне вижу во сне, а словно наяву, несчастных, истощенных лошадей, впряженных по шесть в каждую пушку и тащивших орудия по талому снегу, по воде...
...Но вот с запада нарастает гул моторов – над батареей пролетают два – три десятка наших пикировщиков «Пе-2», и множество «ястребков», словно стрижи, крутятся вокруг сопровождаемой группы. Идут они над Невой.
Спустя какое-то время, отбомбившись, наши возвращаются на свои аэродромы севернее Ленинграда. Шум их моторов уже смолк, как вскоре послышался звук одинокого самолета – отставшего «Пе-2». Заблудился?
Вдруг раздались одна, вторая короткие пулеметные очереди: из-за облака вынырнули два «мессера». По левому борту нашего самолета потянулся дымок, и показалось небольшое пламя. Виражом летчик потушил его, но через мгновение фюзеляж вспыхнул. Из кабины вывалилась фигурка, раскрылся парашют. А горящий самолет резко снижался на нашу батарею. Я подал сигнал тревоги и не в первый раз за войну исполнил материнский наказ – попросил защиты у ангела, Матери Божией и Спасителя...
Самолет врезался в землю и – взорвался в километре от нашей батареи. Парашютист приземлился на линию проволочного заграждения, откуда его с трудом вытащили. Им оказался стрелок-радист Балтийской дивизии. Он рассказал, что командир самолета заставил его выпрыгнуть, а сам направил машину к лесу, подальше от наших батарей...
...Пять лет назад в московском совете ветеранов Балтийского флота я узнал, что один летчик-подполковник пишет воспоминания о войне. Попросил его узнать фамилию погибшего командира «Пе-2». Оказалось, такой случай 23 февраля 1943 г. даже не зафиксирован.
Еще один без вести пропавший солдат... Чтобы не бросать бомбы впустую (их цель – немецкая батарея – была снята с позиции), штурман долго искал подходящего момента и поэтому отстал от своих...
Он думал не о своей безопасности, а о выполнении задания. А затем ценой жизни увел от наших позиций горящую машину! И таких случаев за годы войны я знал немало: суперответственность и умение жертвовать собой – вот составляющие нашей большой Победы.
Георгий Широков.
Г.А. Широков (на снимке – слева, с внучатым племянником и братом) был наводчиком орудия в составе 1-й Гвардейской артиллерийской Красносельской Краснознаменной бригады Балтийского флота. Участвовал в боях под Ленинградом, в штурме Кенигсберга и морской крепости Пиллау, закончил службу в Курляндии. Его парадный китель говорит сам за себя.
Фото из семейного альбома.
- 22.03.2024 Надо творить!
- 01.03.2024 И для души, и для ума
- 23.02.2024 Что для завтра сделал я?
- 16.02.2024 Назад, в прошлое?
- 09.02.2024 Сезон движения и азарта
- 02.02.2024 Моя первая работа
- 26.01.2024 На кинокадрах и в строке…
- 19.01.2024 Учиться или научить?
Комментарии