ГлавнаяОбществоЭхо военного детства
18.06.2021
Рубрика: Общество
Просмотров: 255
Эхо военного детства

Сегодняшнему молодому поколению даже в страшном сне не приснится тяжкое время, которое пришлось пережить нам, детям войны…

Я родился за несколько месяцев до начала той величайшей трагедии, именуемой второй мировой войной. Первые годы своего детства знаю только по рассказам матери – Анны Ивановны Ивановой. Нас, ребятишек, у нее было трое – старшему к началу войны минуло пять годков, среднему не исполнилось и трех, я же был грудничком.

Помню «вспышкой» лишь осень 1945 года, когда с фронта вернулся муж родной сестры нашего отца – Александр Иванович Гордеев. Он был настоящим героем, прошедшим путь от Сталинграда до Берлина и оставившим свою фамилию на стене рейхстага. Вся грудь его блестела орденами!

Александр Иванович говорил:

– Это просто чудо какое-то, что остался живым, особенно в «сталинградской мясорубке».

А мама, плача, отвечала: – Вот кому-то счастье – приходят с войны отцы, сыновья, мужья, братья... А к вам, деточки, батька уже никогда не вернется!»

Отец был отправлен на фронт летом 1941 года. Но до места дислокации вместе с другими призывниками так и не доехал, погибнув из-за несчастного случая в г. Горьком.

Бедные наши матери! Сколько им довелось выстрадать в то ужасное время, чтобы поставить на ноги ребятишек. Только с возрастом начинаешь осознавать, какой подвиг они совершили. Оставшись с кучей малолетних детишек на руках, умываясь слезами, тянули они эту нелегкую обязанность до изнеможения.

…Всех крепких лошадей из колхозов забрали на фронт, оставив лишь больных и немощных. Тогда и родилась у тружеников идея «обучить» тягловому «ремеслу» имевшихся в стаде быков... Я даже помню, как у нас в деревне жил один мужичок, который запрягал зимой свою молочную корову в сани и ездил на ней в лес за сеном, за дровами.

А поскольку тягловых животных не хватало, в упряжку плуга во время весенней пахоты впрягались женщины. Вполне возможно, что именно в то время и родилась пословица «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Так оно и было!

Чем питался народ? Хорошо, если год выдавался урожайным на картошку, тогда ею заполняли все подполье, и появлялась уверенность, что худо-бедно, а зиму переживем без страха умереть голодной смертью. Утром картошка в любом виде с квашеной капустой; в обед – картофельный суп, побеленный сметаной, если в доме имелась буренка; вечером – опять та же картошка...

О хлебе в то время мы могли только мечтать. Если он появлялся на столе в какой-нибудь праздничный день, так это был двойной праздник! Делили его на всех равными кусочками...

В летние месяцы женщины поселения собирали зеленые листья липы, сушили их в русской печке, затем мололи в мелкую крошку на ручных жерновах и пекли из этого состава колобки. Пока они были теплыми, их можно было есть, а как только остынут и полежат какое-то время, то затвердевают так, что перед употреблением их можно было измельчить лишь с помощью молотка.

Чего только крестьянская смекалка в то время ни придумывала, ни изобретала, лишь бы наполнить желудок! Чтобы выжить, варили щи из листьев подорожника, крапивы, лебеды…

Пусть эта исповедь напомнит сегодняшнему молодому поколению о том, что пришлось пережить их дедушкам и бабушкам, когда они были детьми, и пробудит в их душах еще большее уважение к убеленным сединой старикам.

На снимках: мама Анна Ивановна Иванова; Сергей Иванов со старшим братом Александром.

Сергей Иванов.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии