ГлавнаяОбществоБольше, чем просто бизнес
28.10.2022
Рубрика: Общество
Просмотров: 439
Больше, чем просто бизнес

Обеспечение пассажирских перевозок на провинциальных маршрутах становится для автотранспортников делом чести.

В преддверии профессионального праздника руководитель ООО «Техавто» и индивидуальный предприниматель Геннадий Зырянов рассказывает о текущем дне транспортной сферы и чаяниях тех, кто в ней работает.

– Геннадий Анатольевич, чем «дышат» сегодня автопредприятия, какими заботами обременены?

– Не устаю повторять: перевозка пассажиров в российской глубинке была и остается не столько бизнесом, сколько социально значимой задачей, увы, все реже сопровождающейся финансовым успехом. Но как скажется на качестве жизни людей полное упразднение существующих автобусных маршрутов? Некоторые районы (не только Кировской области!) уже оказались знакомы с этой ситуацией и конечно же мало ей рады…

«Эксперты», как правило, живущие в крупных городах страны, бесстрастно списывают все на «руку рынка» и не особо вдаются в подробности, как рядовому жителю отдаленного поселка с невысоким доходом попасть хотя бы в райцентр, не говоря уже о дальних расстояниях… Так что важнее – права потребителей или экономическая эффективность?

Даже при социализме (а история пассажирских перевозок в Белохолуницком районе ведет отсчет с 1959 г., когда образовалось местное АТП) автотранспортная отрасль была планово убыточной: государство дотировало затраты на обеспечение услуг, но это покрывало лишь минимум расходов.

Сейчас мы получаем определенную финансовую поддержку из городского и районного бюджетов, за что глубокая признательность руководству. Но объемы этой помощи недостаточны, чтобы работать более или менее стабильно.

– Речь идет только об экономической составляющей?

– Скорее о целом комплексе обстоятельств – финансового, социального и даже демографического характера.

Вот вам простой пример: население района планомерно сокращается, доходы ряда категорий жителей тоже. Растет количество личного автотранспорта. Поэтому пассажиропоток постоянно снижается, а расходы автопредприятий растут: ведь каждый автобус нужно заправить, обслужить, обеспечить водителем и кондуктором… Затраты на один только городской маршрут составляют порядка 4000 руб. в день! О какой прибыльности можно говорить, если выручка за те же сутки выходит в среднем 3500 руб.?

В крупных городах почти при таких же расходах на обеспечение рейса доход нередко превышает 15 тыс. руб. просто потому, что населения там больше! И пока не придет принципиальное понимание этой разницы и не будут приняты здравые решения о поддержке отрасли на малых территориях, ожидания будущего отнюдь не светлые…

– На чем в первую очередь сказывается убыточность?

– Наверное, все же на кадрах. Точнее – кадровая и финансовая проблемы образуют этакий «узел», затягивающийся на шее отрасли. Даже предлагая уровень оплаты труда порядка 20 тыс. руб. для кондукторов и 30 – 40 тыс. руб. для водителей, а также возможность обучения, мы не можем утолить кадровый голод.

Неспроста же говорят: «Автобусником надо родиться»! Не всем по силам физически и психологически приноровиться к тому, что каждый рабочий день – это контакт с пассажирами, режим работы – с частыми остановками и иными «раздражающими» факторами. Есть примеры, когда молодые ребята, попробовав поработать так пару дней, уходили, утверждая, что «это не моё». Вот потому самому молодому водителю ИП Г.А. Зырянова 35 лет, а ООО «Техавто» – 53 года.

Есть работники, даже старше АТП! Часто выручает «старожил» предприятия Михаил Рыболовлев – ему 72 года. Можно только преклониться пред его физической формой, сохраненной квалификацией и желанием работать на прежнем месте! Но без обновления кадров долго не протянуть. В этом году были вынуждены отказаться от заказных рейсов (к примеру, по перевозке спортивных команд или школьников на различные турниры и мероприятия), потому что водителей не хватает даже на постоянные маршруты, социальная значимость которых, несмотря на всю неэффективность, не позволяет их закрыть.

Так, по вторникам и пятницам продолжаем «гонять» автобус в Пасегово, лишенное всех инфраструктурных объектов вплоть до продуктового магазина. Утром забираем отсюда немногочисленных пассажиров, в 10.00 возвращаем обратно. Убыточный рейс, на который всякий раз нужно найти транспортную единицу и водителя…

Весной и летом количество рейсов приходилось сокращать, чтобы предоставить водителям возможность своевременно сходить в отпуск. Но обеспечить достойные условия труда персоналу – это закон. На производственной базе в любое время года есть горячее водоснабжение, доступна машинная стирка рабочей одежды. Еще бы пересадить всех водителей на современные автобусы!..

Сегодня в ООО «Техавто» и у ИП Г.А. Зырянова работают в общей сложности 40 человек. Ежедневно на линию выпускаются десять автобусов. А в целом в автотранспортном хозяйстве 20 единиц техники. Силами перевозчиков обслуживаются три городских автобусных маршрута, межпоселенческие в направлении Быданова, Стариковцев, Пасегова и ежедневные в Киров. 

– Парк техники совсем не обновляется?

– Абсолютно новых автобусов никогда не закупали: возможностей хватало только на бывшую в употреблении технику. Ради последнего приобретения – трех микроавтобусов «Мерседес» на междугородние рейсы – продали оборудование для проведения техосмотра легковых автомобилей да еще воспользовались кредитными средствами. Стареющий автопарк – причина дополнительных затрат на запчасти. И не только!

К состоянию техники для пассажирских перевозок сегодня относятся гораздо строже, примечая на техосмотрах даже те дефекты, которые прежде оставались без внимания. При этом автобусы нужно перегонять на ТО в Киров, что тоже влечет определенные расходы. Добавилось контроля и по другим направлениям. Например, в системе «ЭРА-Глонасс» должны быть видны все транспортные средства предприятия – пришлось установить на автобусы нужное оборудование, что стало в копеечку. Система же постоянно дает сбои, в результате чего получаем предостережения, за которыми могут последовать штрафы…

А нам хотелось бы, чтобы жители района получали транспортные услуги в полном объеме и хорошего качества. И мы готовы приложить максимум усилий для этого и сохранения отрасли в целом. Но без привлечения субсидирования и софинансирования из федерального и регионального бюджетов обеспечить стабильную работу общественного транспорта в глубинке и безопасность перевозок одним автопредприятиям не под силу…

В канун профессионального праздника автомобилистов желаем всем причастным, ветеранам и работникам отрасли счастливых и благополучных дорог, добрых пассажиров, крепкого здоровья, счастья и радости, благополучия и удачи! 

Беседовала Оксана Савельева. Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии