ГлавнаяОбществоАСМО: есть темы для обсуждения
18.09.2018
Рубрика: Общество
Просмотров: 306
АСМО: есть темы для обсуждения

В Белой Холунице состоялось выездное совещание АСМО по вопросам местного самоуправления. В нем приняли участие главы муниципальных образований и муниципалитетов северных районов области, а также должностные лица министерств и надзорных органов региона.

«Земля бюджет кормит»

Начали с обсуждения вопросов муниципального земельного контроля. Зам. министра имущественных отношений и инвестиционной политики области В.В. Коровкевич сообщил, что полномочия по осуществлению данного вида контроля в соответствии с Законом 131-ФЗ возложены на администрации муниципальных образований, но в этой деятельности есть системные проблемы, вызывающие потери для бюджетов. Уклонение от госрегистрации земельных участков, их эксплуатация не в соответствии с указанным видом использования, занижение кадастровой стоимости как минимум уменьшают налогооблагаемую базу, влияя на арендную плату, цену продажи земли, объемы земельного налога.

Для исправления ситуации министерство совместно с АСМО разработало дорожную карту по эффективности муниципального земельного контроля. Более того, новый областной закон передаст полномочия на уровень районов, что предполагает повышение эффективности работы по использованию земли. Правда, для этого в каждом районе крайне желательно задействовать отдельного специалиста, а такая возможность есть не всегда. В Слободском, например, ставку выделили, и за последнее время выявили массу нарушений, которые теперь можно устранить с пользой для районной казны. Но на местах, несмотря на современные технологии, отмечают проблемы при работе с Росреестром…

К учебе готовы!

Замминистра образования Е.С. Воронкина доложила, что на ремонты школ из областного бюджета выделено 50 млн. руб. Они, к слову, выполнены в 178 учебных заведениях. Прежде всего финансирование было направлено на работы, связанные с устранением недостатков по предписаниям надзорных органов, в частности, Госпожнадзора и Роспотребнадзора, то есть с обеспечением безопасности учащихся.

Отдельно Елена Станиславовна осветила вопрос обеспеченности школ учебниками. Несмотря на то, что федеральное министерство образования ставит задачу стопроцентного снабжения детей учебниками, достичь такого показателя в области пока не удастся. Учебной литературы приобретено на 35 млн. руб., но количество государственных школ увеличилось, а для муниципальных закупили по действующим образовательным стандартам только учебники по русскому языку и алгебре. Правда, пути преодоления нехватки пособий есть. Это использование электронных форм учебников, на которые области предоставлены бесплатные лицензии – были бы в школах соответствующие цифровые устройства и подготовленные учителя. Кроме того, министерство провело в регионе мониторинг неиспользуемых учебников и создало их банк: по списку, размещенному на Интернет-ресурсе ведомства, можно посмотреть, в каких школах имеются те или иные пособия и переправить их нуждающимся.

Подобные вопросы возникают и в отношении учебных тетрадей, о чем сообщили главы районов. Но по официальному разъяснению Минобрнауки РФ, рабочая тетрадь – это тоже учебное пособие, и школа должна его предоставить, а не требовать с родителей учащихся. В ее же полномочиях решать, нужны ли вообще специальные тетради для освоения программы…

Замминистра подробно осветила процесс передачи школ с их имущественным комплексом на уровень области, пояснив, что это часть мероприятий в рамках взятого в РФ курса на вывод российского образования в десятку сильнейших в мире. «Разнообразие уровня подчинения учебных учреждений мешает этому, потому муниципальные выводят на региональный или федеральный уровень». Соответственно получившие такой статус опорные школы финансировать будут так, чтобы обеспечить более высокий уровень оснащения.

Между тем какие-то школы принимаются на баланс вместе с котельными, другие – с дошкольными группами... Кроме того, дипломатично решаются вопросы нагрузки на работников управлений образования. Ставки методистов и других специалистов сохраняются, но сотрудников руо переводят в те самые опорные школы, где они продолжают работать по профилю.

«Дорожные» споры

А вот в дорожной деятельности подходы ко всем районам едины. И. о. замминистра транспорта области Ю.Е. Попова сообщила, что на начало года сеть автодорог общего пользования составила 14479 км, из них 797 км – федеральные, 2568 км – региональные, 11114 км – местного значения. Недофинансирование дорожной деятельности весьма ощутимо: на 1 января 2019 года ожидается, что только 20 проц. кировских дорог будут соответствовать нормативным требованиям. В нашем районе, например, для 498 км дорог местного значения эта доля составляет 15,9 проц. И это достаточно высокий показатель!

Дело в том, что по нормативам на содержание и текущий ремонт автотрасс необходимо 10 млрд. руб., фактически же получается 2 млрд. 200 млн. руб. Хуже всего ситуация с дорогами местного значения: не более 5 проц. их будут соответствовать нормативным требованиям. На их содержание из дорожного фонда области ежегодно выделяются субсидии на уровне примерно 1 млрд. руб. (в 2018-ом сумма составила 958 млн. руб.).

Распределение субсидий вызвало горячее обсуждение. Выделяют их по единой схеме – в зависимости от протяженности дорожной сети. Но расходовать средства приходится не только на дороги, но и мосты. Первым об изменении методики расчета субсидий заявил глава Верхнекамского района, где выделяемых сумм хватает не более чем на 30 проц. ямочного ремонта. Причина – низководный мост через р. Каму, на демонтаж и монтаж которого ежегодно тратится 6 млн. руб. Эти деньги «отняты» у дорог! В Нагорском районе на решение аналогичных проблем ежегодно тратится 7 млн. руб., и для Белохолуницкого они тоже актуальны…

Но у министерства транспорта ответ один: возможности индивидуального подхода к районам нет. Все зависит от доходной части регионального фонда: пока она не увеличится, распределять будут одну и ту же сумму! Поэтому при любых поправках в пользу одних, другим средств достанется меньше. А ведь прозвучали еще предложения по дифференцированию субсидий в зависимости от соответствия дорог нормативам... Председатель АСМО Т.А. Телицина предложила обсудить проблему методики распределения субсидий на отдельной рабочей встрече с минтрансом области.

О перспективах расширения программы «Безопасные и качественные дороги» поинтересовался глава Белохолуницкого городского поселения С.А. Кашин. Хочется, чтобы наш райцентр тоже принял в ней участие. Но оказалось, что до 2024 года это невозможно – слишком велика финансовая нагрузка. До этого времени нужно привести в соответствие с нормативами 2500 км региональных дорог. Пока по программе финансируют только крупные города и агломерации – Киров, Слободской, Кирово-Чепецк, средства также выделены Вятским Полянам, Котельничу и ЗАТО «Первомайский». Моногородам на капремонты направлено 128 млн. руб. На сегодня все соглашения заключены, но об исполнении работ пока никто не отчитался…

Не особо радуют и другие перспективы области. При формировании регионального бюджета на 2018 год минтрансом были выдвинуты предложения по финансированию транспортного обслуживания, в частности, по обновлению автобусных парков районов. Но пополнять подвижной состав для пассажирских перевозок можно только при использовании лизинга. Обеспечение льготного проезда в области реализуется с использованием критерия нуждаемости в полторы суммы прожиточного минимума (14440 руб. в месяц), при этом нагрузка на бюджет составляет 107 млн. руб. Без него сумма составила бы 300 млн. неподъемных для региональной казны рублей.

Проблему усугубляют нелегальные перевозчики. Для противодействия им требуются изменения на федеральном уровне, в том числе введение лицензирования пассажирских автоперевозок. Пока соответствующий закон прошел первое чтение и направлен не только на защиту бюджета, но и на повышение безопасности автоперевозок. Между тем с мест сообщают: все сайты в Интернете усыпаны предложениями частников о перевозках, а контрольно-надзорные органы бдительности не проявляют. Почему бы им не поработать с этой информацией? Ведь если бы ниша транспортных услуг была полностью «закрыта» официальными перевозчиками, целиком удовлетворяя спрос населения, «нелегалам» просто не нашлось бы на нем места...

Дисциплина в финансах хромает

Министр финансов области Л.А. Маковеева, информируя об исполнении бюджетов по доходам, отметила неплохую динамику, сохраняющуюся с 2017 года. За 7 месяцев план по собственным доходам выполнен на 59,5 проц. Отчасти это объяснимо быстрым поступлением НДФЛ после повышения зарплат. Впрочем, остаются проблемы с недоимкой и кредиторской задолженностью (193 млн. руб.). Основной причиной Лариса Александровна считает бесконтрольность и отсутствие финансовой дисциплины.

Она обратила внимание на неэффективное расходование средств. По нескольким направлениям расходы превышают среднероссийские. В частности, сохранение малокомплектных школ в сфере образования выливается в высокие затраты на их содержание. Вторая «провальная» статья – большой административный аппарат на местах. Также в бюджетах не было заложено повышение зарплат, связанных с привязкой к прожиточному минимуму. Увеличивать расходы можно только за счет повышения доходов, в том числе в районах. Что касается дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям, эта возможность определится не ранее октября т. г.

Во главе угла – админрегламенты и безопасность граждан

Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства А.С. Шишкин осветил основные проблемы в работе органов МСУ. Статистика показывает рост нарушений – более 10 тысяч за первое полугодие. Протесты прокуратуры касаются нормативных актов местного значения, связанных с начислением налогов, расчетом оплаты труда работников муниципальных учреждений и т. д. Не все перестроились под новые административные регламенты проверок юрлиц и ИП. Между тем их несоблюдение может привести к тому, что наказать проверяемого будет сложно, порой невозможно.

Немалая часть нарушений касается системы ГИС ЖКХ, в использовании которой регион долгое время оставался в отстающих. Лишь теперь в электронные базы интенсивно вносятся сведения. Процесс надо завершить к концу года, а работы еще много. При этом администрации нередко бездействуют. Правда, иногда это связано с техническими причинами.

Иски к органам МСУ теперь предъявляются после согласования с областной прокуратурой и лишь тогда, когда действительно требуется обеспечить безопасность граждан или жизнедеятельность муниципалитета. При этом количество судебных решений на порядок снизилось.

Новые формы работы

Вторая часть совещания АСМО прошла в режиме круглых столов, на которых участники обсудили со специалистами министерств вопросы готовности к отопительному сезону, обращения с ТКО, совершения нотариальных действий органами МСУ, а также обеспечения муниципалитетов дровами.

Так, зам. начальника отдела эксплуатации и модернизации ЖКХ министерства энергетики и ЖКХ Ю.В. Кукаркин сообщил о скором вовлечении области в две важнейшие подпрограммы федеральной программы «Экология». Первая связана с улучшением качества питьевой воды. От муниципалитетов требуется быстрая подготовка документации и смет по развитию систем водоснабжения, от чего зависит объем средств, которые получит регион. Вторая посвящена строительству очистных сооружений (проект «Чистая Волга»). По предварительным подсчетам, на эти цели области требуется 9,6 млрд. рублей. Общероссийское финансирование составит 47 млрд. руб.

В рамках подготовки к зиме регион намерен приобрести две передвижные котельные установки на случай, если какой-либо населенный пункт останется без отопления. Поставщиков жизненно важного оборудования уже ищут.

А при обсуждении «лесной» темы с начальником управления организации, использования и воспроизводства лесов минлесхоза А.А. Загоскиным главы муниципальных образований вновь подняли вопрос о доступности древесины для районов. В прошлом году из-за сырой погоды часть поселений не смогла «зайти» в делянки, выделенные для заготовки дров, и на очередной год им уменьшили лесную «квоту». Эта проблема общая для северных районов и по-прежнему требует принятия решений на областном уровне.

Стоит отметить, что кустовое совещание АСМО в Белой Холунице получилось насыщенным и продуктивным: главы районов и поселений приобрели необходимую информацию, обсудили с правительственными структурами ситуацию на местах и пути решения текущих проблем.

Зам. министра имущественных отношений и инвестиционной политики области В.В. Коровкевич.

Вопросов у глав муниципальных образований накопилось множество, и задавать их не стеснялись.

Оксана Савельева. Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии