ГлавнаяОбществоАнна БОРОВИКОВА: "Наша общая задача – подарить детям свет…"
17.09.2015
Рубрика: Общество
Просмотров: 480
Анна БОРОВИКОВА: "Наша общая задача – подарить детям свет…"

Каким вырастет новое поколение белохолуничан? Приумножат ли наши преемники то хорошее, что создано старшими? Какие ценности, жизненные принципы и нормы поведения возьмет за ориентир юная смена? Размышлениями на эту тему поделилась ст. помощник прокурора Белохолуницкого района А.Е. БОРОВИКОВА.

– Защищая права несовершеннолетних, работник прокуратуры прежде всего опирается на действующее законодательство. Что помогает найти верное решение?

– Наверное, то, что я сама – мама. Поэтому очень остро воспринимаю ситуации, в которых дети обделены, обижены, напуганы. К этому нельзя привыкнуть, даже если долго служишь в надзорных органах! Работник прокуратуры, не испытывающий сострадания к тем, чьи права он защищает, – абсурд, так не должно быть.

Важно понимать суть формирования детского характера. Сегодня многие родители, особенно молодые, все силы тратят на зарабатывание денег, обеспечение семьи хотя бы самым необходимым. О воспитании ребенка, доверительных отношениях с ним, а тем более о саморазвитии родителей (какое уж там штудирование педагогических трудов!) говорить не приходится. Потому нередко оказывается, что дети школьного возраста не знакомы с элементарными нормами морали и поведения в обществе.

«Детей учит то, что их окружает», – утверждает выдающийся педагог Мария Монтессори. Каким вырастет дитя, с младенчества видящее неуютный дом и вечно нетрезвых родителей, склонных к рукоприкладству? Такие ребята невольно «копируют» во взрослую жизнь модели поведения из семьи. Вот и источник безразличия, жестокости ко всем и всему, будь то человек, животное или некий неодушевленный предмет. Мы удивляемся, откуда берутся малолетние вандалы, а они лишь нашли способ самоутвердиться…

Городская инфраструктура – тоже окружение. «Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить», – говорит та же Монтессори. Во что поверит учащийся в ветхой школе с протекающей крышей? Воспитанник детского сада, подступы к которому напоминают баррикады? Недавно с нашей подачи было возбуждено уголовное дело против руководителя детского дошкольного учреждения: там травмировался ребенок во время подвижных игр на прилегающей территории, безопасность которой не обеспечили. Суд по искам прокуратуры обязал администрацию района как учредителя муниципальных дошкольных учреждений восстановить асфальтовое покрытие на прилегающих к шести детсадам территориях. Обследуя указанные места, я пришла к выводу: сделать пространство безопасным мешает лишь равнодушие взрослых, причем несущих личную ответственность за работу учреждения! Угроза иногда устранима с минимальными усилиями и затратами – заметить бы вовремя…

– Дети часто становятся жертвами ошибок взрослых. Но иногда и шалости самой детворы имеют серьезные последствия. Ребята отлично знают свои права, забывая об обязанностях, и уверены в своей безнаказанности. Как быть с этим?

– Педагог и общественный деятель Януш Корчак сказал: «Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему». Через этот «фильтр» и пропускать бы все мысли и действия, касающиеся подрастающего поколения… Всем! Хотя бы проявить сдержанность к чужому малышу, ведь у него те же права, что и у твоего. Но это уже редкость! Однажды родители воспитанников детсада спросили у нас совета, как избежать перевода в их группу логопедической направленности ребенка с психическими отклонениями, нуждающегося в коррекции, но без противопоказаний к посещению детского учреждения. Многим взрослым тяжело понять, что дети – не пиломатериал, они не делятся по сортам в зависимости от происхождения, социального или иного статуса их родителей! Для благополучия своих чад такие люди готовы идти по чужим головам. Отпрыски это чувствуют и вырастают эгоистами, не признающими чужих интересов и прав…

– Кто несет ответственность за нарушение прав несовершеннолетних?

– К сожалению, ее не хотят нести даже те, для кого это – часть работы, – констатирует старший помощник прокурора. – Какое там «любить чужих, как своих»! На местах забывают о своих обязанностях, из простого нежелания не делают для ребенка того, что необходимо. Так, например, недавно пришлось защищать права малыша, которому 4 месяца местные врачи исключительно «по недосмотру» не могли диагностировать порок сердца и синдром Дауна(!). Или трагический случай с младенцем в п. Песчанка, привлекший внимание СМИ. Происходящее видели и слышали и рядовые граждане, и лица, по долгу службы обязанные бить тревогу… И молчали. Когда же случилось непоправимое, нашли, на кого можно переложить ответственность, не ставя себя на место обиженного малыша. В должностных инструкциях этого нет…

Ситуация все чаще вынуждает нас применять к нарушителям самые строгие меры, вплоть до возбуждения уголовных дел. Может, это заставит изменить наплевательское отношение к людям, к работе? Но пока заметнее желание любой ценой сохранить лицо учреждения-нарушителя. Провинившихся не наказывают, результатов разъяснительной работы с коллективами мы не видим – только новые «промахи»…

– Неужели из сложившейся ситуации нет выхода?

– Есть! Нужно работать всем на совесть, не «для галочки». Знать, что делаешь, понимать, за что отвечаешь. Мы не ощущаем себя одинокими в борьбе за детские права. Устремления прокуратуры поддерживают зав. отделением по работе с семьями и детьми КЦСОН И.А. Шульмина, инспектор ПДН Н.В. Хохрина, коллектив отдела опеки и в особенности Н.М. Слудникова – человек отзывчивый, но принципиальный. Благодаря ей находят новые семьи почти все дети, остающиеся в районе без попечения родителей – их не менее 30 ежегодно: родительских прав каждый год лишаются в 10 – 15 семьях вследствие вопиющих нарушений, грозящих ребенку.

Взрослому из проблемных семей не перед кем выговориться, поделиться проблемами, нет семейного психолога в районных органах профилактики, хотя мы не устаем напоминать о его необходимости! Но… отсутствие финансирования, неготовность участвовать в программах или конкурсах, способных обеспечить эту важную ставку. Поэтому мы пока отчасти заменяем и психологов. Стараемся выслушать, успокоить или растормошить – и взрослых, и детей. Пример – школа-интернат VII вида, где с 2014 г. проблем с поведением ребят убавилось. Работники надзорных органов приходят к ним не со стандартными увещеваниями, а говорят по душам (на снимке). Дети тонко чувствуют, когда ими интересуются искренне! И откликаются…

Мы далеки от самоуспокоения и не считаем, что сами делаем всё возможное в этой сфере. Иногда мешает и несовершенство закона. Недавно восстановили права детей-сирот под опекой, обучающихся в колледже, на денежную компенсацию для приобретения учебной литературы. Порядок выплаты ее в области до сих пор не разработан, что и повлекло нарушение. Мы вышли на уровень областной прокуратуры, чтобы она ходатайствовала перед Заксобранием области о разработке нужного документа. Так, взаимодействуя с коллегами и другими ведомствами, и преодолеваем то, что угрожает юным жителям района. Чего и всем желаем! Хочу напомнить еще одну заповедь выдающегося педагога: «Если с ребенком честны – он учится справедливости». Не забывайте об этом и воздержитесь от пустословия! Это важный «кирпичик» в крепкой «стене» или даже целом «здании», которое защитит нас сегодняшних спустя пару десятилетий. Имя ему – поколение порядочных, культурных, мыслящих и ответственных людей, которые пока прогуливаются в колясках, играют в детсадах или сидят за партами.

Оксана Савельева.

Фото Виктора Шитова.

Комментарии

Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии