В следующем году с. Троица отметит 435 лет со дня основания. К этой дате местный совет ветеранов подготовил подарок для его жителей, установив в центре села верстовой столб.
Такие знаки на Руси начали устанавливать с середины XVII века на главных проезжих дорогах страны, применяя разные материалы для изготовления: гранит, мрамор, чугун, дерево. По документам РГАДА (Российского государственного архива древних актов) известно, что Троицкий монастырь устроен в 1591 году «на чёрном волоку на древней сибирской дороге на Кай». Именно по этой причине было принято решение установить такой арт-объект.
Небольшое пояснение к характеристике данной дороги: чёрным волоком называлась «ветка», пролегающая по труднодоступным местам с большим количеством речек и ручьёв, в поймах которых произрастает только еловый лес, который практически не пропускает свет. А касательно определения «древняя сибирская дорога», из истории мы знаем, что для того, чтобы попасть на Урал и дальше, в Сибирь, существовало много направлений. Самыми северными были дороги из центральной части государства через Великий Устюг – Сольвычегодск – Кай и далее, а также «артерия» Вятка – Слободской – Троица – Кай и далее. Конечно, это были малопроезжие направления и использовались, как правило, в зимнее время.
По территории нашей губернии «вились» и более благоустроенные, южные дороги, но близость границ с Казанским ханством, когда обозы подвергались разбойным нападениям, часто заставляла путников выбирать более северные маршруты.
В начале нулевых годов в Троице я случайно встретился с группой студентов исторического факультета одного из пермских вузов, которые изучали маршрут именно этой старой дороги, о которой мы ведём речь. Они передвигались на технике, похожей на современные квадроциклы. Внешний вид транспорта был доказательством того, что ребята ехали по бездорожью. На вопрос, почему они выбрали для изучения именно эту непроезжую дорогу, юноши ответили, что пользовались картами лесоустройства, которое проходило в наших краях в 1926 – 1928 гг. с нанесёнными на них направлениями. Понятно, что никто теперь не пойдёт разрубать с топором параллельные дороги.
Работая над книгой о поломском и дубровском леспромхозах, много позднее я видел карты лесоустройства начала 20-х годов, и что примечательно, уже за Каем указана лесосырьевая база треста «Урал-Лес». До 70-х годов участок дороги Троица – Кирс находился, так сказать, в первозданном виде, как и пять веков назад. Но позднее с применением тяжёлой техники была проложена почти параллельно той ухабистой болотистой «дорожной ветке» современная трасса на Кирс.
Сегодня участок от бывшей деревни Останинцы до речки Ёлга (7 км) проходит именно по старой дороге, которая позднее стала называться Зимовской, а остальная – это вновь отстроенная «ветка».
Вот такой экскурс в историю сделал я, изучая тему «Черный волок, проходивший через село Троица».
Николай Шуплецов.
- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Главная
Карта сайта
Контакты
Комментарии