Мой отец, Яков Емельянович Леконцев, как и многие участники Великой Отечественной, не любил рассказывать о войне. Только изредка в его речи проскальзывали замечания, из которых мы делали определенные выводы.
Смотрим, к примеру, фильм «Освобождение» Юрия Озерова, а отец резко восклицает: «Неправда!» Очень раздражали его длинноволосые солдаты, да ещё и крашеные: на фронте все брились наголо – и бойцы, и генералы. Или звучит песня на стихи Роберта Рождественского с такими словами: «Серый цвет прифронтовых госпиталей»… Мы спрашиваем: «Почему серый?» Папа объясняет: «А как же не серые? Белья не напасёшься. Одних выписывают, других в тыл отправляют. На их места новые раненые поступают. Некогда бельё менять». Заходит речь о тяжёлых, неподъёмных ношах, отец усмехается: «А мы свои пулемёты по болотам таскали и ничего, выжили». Иногда у нас появлялись вши, хотя мама строго следила за этим. А папа вспоминал: «Вот сидишь в окопе неделю-другую, снимешь рубаху, положишь на землю, а она шевелится»…
Отец ушел на фронт не с первых дней войны, поэтому долго не считал себя ветераном. Родился он в 1915 году в деревне Берёзовка Пермской губернии. Своего папу, нашего деда, не знал, так как тот погиб на Первой мировой войне. Образование получил начальное, работал в колхозе. В армии служил на Дальнем Востоке, на границе. После демобилизации остался там трудиться на железной дороге… Когда началась Великая Отечественная, попал под бронь.
Повестку получил в 1942-ом, но до начала 1944-го оставался на границе с Японией – союзницей Германии, где Советский Союз держал в постоянной боевой готовности часть своих войск. И только в 1944 году уже участвовал в наступательных боях советской армии. Как мы потом поняли, одной из тяжелейших операций конца войны было освобождение Восточной Пруссии – ныне Калининградской области России. Вот там до победы и воевал мой отец.
Яков Емельянович награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией» и многими юбилейными. Дважды был ранен. Победу встретил по дороге из медсанбата, когда возвращался с товарищами в свою часть. Продолжал служить до октября 1945-го, стал сапёром, разминировал территорию Восточной Пруссии.
По возвращении домой поехал искать работу на станцию Янаул, где и трудился слесарем по водоснабжению до ухода на пенсию. Женился поздно, в 36 лет. Маме нашей тогда было 26. Они воспитали пятерых детей, всем дали хорошее образование. Но мама умерла слишком рано, в 55-ть лет… Отец пережил её на 19 лет, на 85-ом году ушел из жизни в Сырьянах, куда мы с семьёй забрали его при переезде.
В селе ему очень нравилось. Пока мог, каждый день ходил в храм, подолгу смотрел на стены, где ещё были видны фрески. Сам храм находился в ужасающем состоянии, и отец с сокрушенным видом говорил: «Да, так памятник архитектуры охраняется государством…»
Похоронен мой папа на сырьянском кладбище. Он был стойким и скромным солдатом великой войны, скромным, честным и безотказным работником великой страны. Мои дети хорошо помнят деда и память о нём передают своим детям.
Надежда БЕЛОУСОВА, с. Сырьяны.


- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии