ГлавнаяКраеведениеВторая жизнь чугунных колонн
21.08.2020
Рубрика: Краеведение
Просмотров: 10768
Вторая жизнь чугунных колонн

Начиная рассказ об истории Белой Холуницы, нельзя не вспомнить о поселке Климковка, так как своим рождением наш город обязан именно ему!

 

Родоначальница Холуницких заводов

Первым, в марте 1761 года, на холуницкой земле построили Климковский чугуноплавильный и железоделательный завод. Уже в ходе его возведения стало ясно, что для производства чугуна и железа воды в местном пруду недостаточно. Поэтому в марте 1762 года начали строить передельный завод на реке Белой Холунице. Причем полтора столетия он работал на климковском чугуне!

С 1887 по 1896 годы управляющим Климковским заводом был Михаил Александрович Павлов. Впоследствии он стал всемирно известным металлургом, академиком, Героем Социалистического Труда. Молодой инженер произвел техническую реконструкцию предприятия: обновил вспомогательные цеха и службы, перестроил воздухонагревательные аппараты и воздуходувные машины, а в 1891-ом построил новую доменную печь, производительность которой удвоилась и была самой большой в те годы в России. 

Климковский завод выдавал чугун до 1909 года, а потом закрылся. Большинство рабочих уехало в Лысьву, Надеждинск (Серов), Чусовую, Сормово. Но в 1916-ом Вятское земство арендовало Холуницкие заводы, в том числе и Климковский, для производства плугов. Климковская домна опять заработала и была закрыта уже в 1934-ом, когда местное предприятие из-за неэффективности добычи железной руды из залежей, разбросанных по большой площади, прекратило выплавку чугуна. Домна долго находилась на консервации в исправном техническом состоянии, но в 1955 году была разобрана.

Уникальные опоры

Так как Белая Холуница и Климковка дышат одной историей железоделания, работники Белохолуницкого краеведческого музея всегда с особым интересом совершают исследовательские экспедиции в поселок. Ранее изучили шахты рудников, где когда-то из недр земли добывалась железная руда. А недавно решили рассмотреть руины Климковского чугуноплавильного завода. Добраться до места безвозмездно помог житель мкр. Сосновка райцентра и давний друг музея – Сергей Владимирович Ахлюстин, за что ему большое спасибо!

Наиболее крупным сооружением, напоминающим о некогда большом предприятии, является стоящее на левом берегу пруда, поросшее березняком здание вспомогательного цеха постройки 1890 года. Музейщиков особенно заинтересовали около двадцати старинных колонн круглого сечения диаметром 230 мм, расставленных примерно в четырех метрах друг от друга, на которых и базировался прямоугольный металлический каркас. Обнаружились также остатки кирпичных стен…

В очередной раз убедились, что в старину строители старались во всем следовать эстетике и стилю – и в кирпичной кладке, и в архитектурном литье. Колонны, предназначенные для удержания крыши производственного здания, вполне художественны. Выразительна грибовидная форма капителей с влитыми полками под ригели и другие их элементы.

Сохранить историю и украсить город? 

Жаль, что по прошествии нескольких лет большие деревья окончательно скроют от глаз эту индустриальную красоту. Или того хуже – свидетели уникальной истории малой родины найдут свой конец в плавильне… Что можно сделать, чтобы продолжить жизнь чугунных колонн, ведь материал, из которого они выполнены, долговечен и не подвластен капризам погоды? Может быть, следует взять на вооружение достаточно новый лофт-стиль (архитектурное направление дизайна интерьеров, при котором элементы старых зданий промышленного назначения переоборудуются под жильё, офисы, кафе, рестораны, арт-объекты) и возвести в Белой Холунице что-нибудь шедевральное, способное пополнить городские достопримечательности?

Давайте на минутку представим, например, ротонду, стоящую на берегу пруда, опорами для которой являются эти старинные колонны… Какой красивый и уникальный объект получился бы! Впрочем, любые сооружения с использованием чугунных опор соответствовали бы званию Белой Холуницы как столицы Фестиваля железа! Кстати, а ведь на Белохолуницком машстройзаводе тоже есть немало подобных колонн, ещё более изящных, чем климковские. Как оказалось, они замурованы в стенах старинных зданий завода… 

Признаемся, что идею повторного их использования музейным работникам подсказал бывший заводчанин, человек широкого кругозора, хорошо знающий историю города и завода, – Валерий Михайлович Быданов, который и показал их на территории бывшего БХМЗ. Возможно, это предложение заинтересует жителей и руководителей нашего города? А там недалеко и до его воплощения!

Ольга Князева,

экскурсовод Белохолуницкого музея.

Фото автора.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии