В Сырьянском клубе школьники поставили спектакль «Я не хочу умирать» о детях блокадного Ленинграда, передав вырученные от билетов средства на восстановление местного Никольского храма. Постановка явилась результатом длительной кропотливой работы по поиску эвакуированных в село в годы Великой Отечественной войны ленинградских детей и их потомков.
В начале войны в Кировскую область было отправлено около 70 тысяч детей, в том числе 29 тысяч – из Ленинграда и Ленинградской области. В Сырьяны прибыл детский сад № 37 Дзержинского района северной столицы вместе с заведующей, воспитателями и медсестрой, а также учащиеся школы, номер которой не установлен. Детей разместили в кирпичном двухэтажном школьном здании. Первое время они спали на партах, питались скудно, как и местные жители.
Лучших лошадей колхозники отдали фронту, мужчины были мобилизованы, всю работу выполняли женщины с детьми, старики и юноши, не достигшие призывного возраста. Денег не платили – ставили «палочки» (трудодни), на них в конце года выдавали зерно, количество которого за один трудодень зависело от урожая. Выживали за счет своих огородов и скота, но каждое хозяйство было обязано ежегодно отдавать государству определенное количество мяса, яиц, картофеля, чеснока. Многие мешками заготавливали траву – зимой она заменяла муку. Лепёшки из смеси травы с мукой ели и эвакуированные дети. Несмотря на трудности, для ленинградских детей жизнь в эвакуации была спасением. Летом они работали на своём приусадебном участке, собирали щавель, бегали в лес за земляникой и голубикой. Некоторые даже умудрялись ловить рыбу в небольшой, но очень холодной из-за ключевой воды речушке Васильковке. Забирались в нее голыми ногами, терпеливо ждали, когда подплывет рыба… Резкое движение палкой, на которую привязана вилка, – и вот она, добыча!
В Сырьянах не слышали звуков бомбёжки, не боялись налётов вражеской авиации – наслаждались красотой русской природы, раздольем и свежим воздухом! Вот только рядом не было родителей… И не покидала общая тревога: как там дела, на фронте? Радио в селе не было: новости узнавали от взрослых, привозивших их из райцентра. Электричество тоже отсутствовало… Но кино детям показывали – самые крепкие ребята по очереди крутили ручку генератора, а остальные просто наслаждались, неотрывно глядя на экран…
Все дети посещали школу. До нас дошли имена нескольких учителей тех лет: Наталия Петровна Исупова, Нина Ивановна Худякова, Сократ Иванович Батеньков, Зоя Александровна. Занимались при свете лучины: керосин был в большом дефиците, керосиновые лампы выдавали только ученикам четвертого и пятого классов. В этих условиях Наталия Петровна Исупова умудрялась читать вслух целые произведения. Её ученик Эдуард Владимирович Шильдер на всю жизнь запомнил эти книги: «Три толстяка», «Волшебник изумрудного города», «Козетта», «Гаврош».
Писали между строк использованных тетрадей или на свободных местах в газетах. Ручек и учебников не хватало. Иногда выдавали чистые тетради довоенного производства, что воспринималось детьми как большой праздник. Писать на белой бумаге хорошего качества было так приятно!
…Мы опубликовали списки детей и взрослых, которые должны были приехать в Сырьяны в эвакуацию. Возможно, не все из них доехали до села: например, нам удалось установить мальчика, который был эвакуирован с детским садом, но по дороге его забрала мама… Как бы там ни было, через документы и события мы имеем возможность прикоснуться к истории нашей страны и не утратить связь между поколениями.
Екатерина ЧИРКОВА,
Надежда БАРДЫШ.
- 22.03.2024 Надо творить!
- 01.03.2024 И для души, и для ума
- 23.02.2024 Что для завтра сделал я?
- 16.02.2024 Назад, в прошлое?
- 09.02.2024 Сезон движения и азарта
- 02.02.2024 Моя первая работа
- 26.01.2024 На кинокадрах и в строке…
- 19.01.2024 Учиться или научить?
Комментарии