ГлавнаяКраеведениеИзучать историю вместе, чтобы Родину крепко любить…
03.02.2023
Рубрика: Краеведение
Просмотров: 7552
Изучать историю вместе, чтобы Родину крепко любить…

27 января в России отметили День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которая продолжалась 872 дня и завершилась в 1944 году.

В населенных пунктах России уже началась реализация проектов, приуроченных к 80-летию этого события, до которого остается чуть меньше года.

Восполнить пробелы

в знании истории

Эвакуация населения из города на Неве – одна из значимых страниц его обороны. За 20 месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный Ленинград покинуло свыше 1,7 млн. человек. Кировская область стала одним из крупнейших центров эвакуации ленинградских детей.

В Белохолуницкий район были отправлены дети из Дзержинского района Ленинграда. Воспитанников семи детских садов и двух школ-интернатов разместили в девяти населённых пунктах холуницкой земли: Белой Холунице, Сырьянах, Всехсвятском, Прокопье, Гурёнках, Быданове и др. По данным архивного сектора районного управления культуры, на 24 августа 1942 года у нас числился 821 эвакуированный ребёнок, а на 10 октября 1942 года – 924.

Исследованиям этого периода посвящен культурно-образовательный проект Белохолуницкой центральной библиотеки «Эвакуация. Вятка. Жизнь». Сотрудники сектора краеведения ЦБ презентовали его на конкурс Президентского фонда культурных инициатив, но намерены реализовать вне зависимости от результатов грантового состязания. По их мнению, проект привлечет школьников к поиску информации и созданию электронной базы данных об эвакуированных в район детях Ленинграда, что «позволит соприкоснуться с живой историей Великой Отечественной войны и будет способствовать сохранению и бережному отношению к историческому наследию малой родины и России в целом».

– Сбор информации об эвакуированных ленинградцах нами уже начат, – поделилась Елена Леонидовна Ренёва. – На руках имеются полные списки детей и взрослых, прибывших в те годы в район, а также воспоминания белохолуничан, которые пересекались с жителями осажденного города на Неве (например, Надежды и Людмилы Быдановых, опубликованные три года назад в «районке), фотоматериалы, собранные сельскими библиотеками-филиалами, в частности, д. Быданово и с. Прокопье.

В настоящее время инициаторы проекта намерены активизировать работу по сбору сведений о судьбах самих эвакуированных и их потомков, подключив к делу белохолуницких школьников. Это позволит ребятам расширить знания о блокаде Ленинграда, которая, по мнению краеведов, освещена в школьной программе недостаточно и содержит немало белых пятен. Так что с данной точки зрения объект для исследований благодатный, открывающий широкое поле деятельности и позволяющий детям и подросткам приобрести навыки планирования, умение работать с информацией, развивающий творческое начало.

Предполагается, что в результате коллективной деятельности удастся сформировать мобильные информационные стенды, которые можно будет разместить в населенных пунктах района, где в годы войны жили эвакуированные ленинградцы, и таким образом популяризировать живые, изложенные человеческим языком и наполненные подлинными эмоциями ценные исторические сведения…

 

Как согревал

сырьянский край

Свои наработки разработчикам проекта «Эвакуация. Вятка. Жизнь» передали и исследователи из с. Сырьяны. Под руководством учителя истории местной школы Надежды Ивановна Бардыш здесь ведется активная работа по поиску потомков ленинградцев, живших в селе в пору военного лихолетья. В год 74-летия Победы над фашизмом в Сырьянском клубе состоялась премьера спектакля о детях блокадного Ленинграда «Я не хочу умирать», поставленного силами сельских школьников. Еще двумя годами ранее жительница Санкт-Петербурга Екатерина Владимировна Чиркова вместе с Надеждой Ивановна систематизировали списки детей Сырьянского детдома, включавших имена юных эвакуированных, после чего был начат их поиск в современном городе на Неве.

…В село Сырьяны был эвакуирован детский сад № 37 Дзержинского района Ленинграда. Дети приехали вместе с заведующей, воспитателями и медсестрой. С ними же прибыли школьники (на снимке), но установить, из какой именно школы, не удалось. Всех разместили в кирпичном двухэтажном здании местной альма-матер. В первое время эвакуированные спали на партах, питание было крайне скудным.

Голодали и местные жители, на плечах которых лежал тяжелый крестьянский труд. Оплата за него производилась не деньгами, а «палочками»-трудоднями, на которые в конце года выдавали зерно (в неурожайные годы его количество было ничтожным). К тому же каждое хозяйство ежегодно сдавало государству определенное количество мяса, яиц, картофеля, чеснока, так что для прокорма селяне мешками заготавливали траву, чтобы зимой молоть её вместо муки.

Лепешки из смеси обычной и травяной муки приходилось есть и эвакуированным детям. Но для них такая жизнь все равно была спасением. Ведь в вятскую глубинку не долетали звуки бомбёжки, не надо было бояться налётов вражеской авиации. Израненные детские души лечили красота местной природы, раздолье и свежий воздух… Летом ребятишки собирали щавель и ягоды, работали на приусадебном участке, некоторые даже умудрялись ловить рыбу в небольшой и очень холодной из-за ключевой воды речушке Васильковке. Горе было лишь одно: отсутствие родителей. Да и общая на всех тревога: как дела на фронте?

В Сырьянах не было ни радио, ни электричества. Во время кинопоказов в сельском клубе самые крепкие ребята по очереди крутили ручку генератора электроэнергии. Учились преимущественно при свете лучины (керосин был в большом дефиците, так что керосиновые лампы выдавали только ученикам четвертого и пятого классов). Не хватало ручек и учебников. Дети писали между строк использованных тетрадей или на свободных местах в газетах. Иногда выдавали чистые тетради довоенного производства – для ребят это был большой праздник, ведь писать на белой бумаге так приятно! Но все эти трудности не мешали педагогам (в числе которых – Наталия Петровна Исупова, Нина Ивановна Худякова, Сократ Иванович Батеньков и др.) давать детям качественное образование, прививать чтением вслух разных произведений любовь к литературе…

Возможно, знакомство с деталями жизни земляков и эвакуированных в военные годы заставят сегодняшнее поколение юных задуматься о ценности жизни, мужестве и стойкости тех, кто сохранял эту жизнь и мир на земле в сложные исторические периоды…

Подготовили Татьяна Лыжина, Оксана Савельева.

Фото предоставлено сектором краеведения Белохолуницкой

центральной библиотеки

и https://dzen.ru/media

 

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии