ГлавнаяКраеведениеЭхо Чулкинцев
28.03.2025
Рубрика: Краеведение
Просмотров: 76
Эхо Чулкинцев

В далеком прошлом остались родные места и те, кто их населял. А в памяти все по-прежнему ярко и живо!

Судьба деревни Чулкинцы, в которой я выросла, повторяет путь многочисленных сельских населенных пунктов нашей необъятной Родины, где люди пережили коллективизацию,  а затем и страшную войну…

Из поколения в поколение…

В нашей деревеньке был всего 31 дом. По переписи населения 1939 года, в ней числилось 152 человека, а в 1950-ом – уже менее 100 жителей. Еще до Великой Отечественной умерло сразу 12 мужчин, в том числе и мой отец – от инфаркта в 1939-ом. А потом грянула война, с которой не вернулись еще 16 человек. Сколько слез пролили вдовы, оставшись с оравой несовершеннолетних детишек… Об их мужестве надо бы песни слагать и книги писать! Вспомню – так, словно, вновь слышу, как оплакивала вся деревня каждую похоронку…

Наши женщины воспитали добрых, честных, трудолюбивых и достойных своей малой родины детей! Например, у соседа Ивана Григорьевича было восемь красавиц-дочерей. Одна из них, Ольга Ивановна, воевала, вернулась с фронта с полной грудью орденов и медалей. У остальных жителей – от четверых до семерых детей, только в двух семьях росло по трое ребят…

В моем семейном альбоме сохранилась чудом уцелевшая, но основательно разрушенная временем фотография 1939 года. Глядя на нее, вспоминаю отца, Константина Фёдоровича Чулкина (1901–1939 гг.), в то время председателя колхоза «Новая жизнь», сестер Анюту (1919 г. р.), Лену (1927 г. р.), Марию – Маню, как мы ее называли (1930 г. р.), Симу (1934 г. р.) и маму, которая была председателем колхоза в самые тяжелые и голодные годы – военные.

После смерти отца колхозом «Новая жизнь» управлял Иван Афонасьевич Чулкин. Он тоже погиб на фронте. С его внучкой Галиной я познакомилась совсем недавно, когда стала искать оригинал памятной мне фотографии. Он хранился в альбоме ее дяди, Александра Ивановича Чулкина (ныне покойного), фотографа и собирателя истории д. Чулкинцы.

Родителей славных потомки достойные

Один из жителей деревни – Фёдор Алексеевич Чулкин, уходя на фронт, посадил тополек, загадав: «Прирастет – значит, вернусь живым». Не вернулся… А тополек вырос, на нем теперь табличка с именем того, кто его посадил…

Сын Фёдора Алексеевича, Геннадий, тоже воевал, домой вернулся в 1942 г. без ноги. Судьба свела его с моей сестрой Анютой, которая в годы войны копала окопы. Она оставалась первой помощницей для мамы: мыла, стирала, убирала по дому; в колхозе косила, жала, доила коров, работала кладовщиком. В 1973-ем, будучи овцеводкой в д. Стариковцы, получила высокую награду – орден Трудового Красного Знамени.

Супружеская пара Геннадия Фёдоровича и Анны Егоровны воспитала четверых сыновей: Николая, Валентина, Виктора и Анатолия. Они выросли хорошими специалистами-тружениками, как и родители. Из всех сыновей сейчас жив только Анатолий, он обитает в Слободском.

Николая Чулкина многие белохолуничане могут помнить как столяра-умельца. Помнят и Валентина, жителя Дубровки. Его сын Алексей живет теперь в Подрезчихе, тоже известен как мастер, а еще – рыболов и охотник. Чего только стоят лыжи, им изготовленные! Ими до сих пор пользуются в хозяйстве!

Витя был сердечником, рано ушел из жизни. С женой Валей они проработали до пенсии на машиностроительном заводе. Оставшись одна, Валентина подняла на ноги четверых детей: Ирину, Серёжу, Ивана и Машу.

А вообще новые поколения семьи Анны и Геннадия представлены 12-ю внуками и 23-мя правнуками, праправнучкой и праправнуком!

«Районку» помню с детства!

Летом раз в неделю я носила сводку в сельсовет д. Быкова Горка, находившуюся в 1 км от д. Чулкинцы, чтобы передать в районную газету «Красное знамя», сколько вспахано и засеяно земли, надоено молока и т. д.

Мне было очень интересно читать потом эти сводки в газете и сравнивать показатели других колхозов с нашими. В то время материалы в «районке», стоившей 5 копеек, были набраны крупным шрифтом, так что к концу первого класса я свободно читала всю «знамёнку» от начала до конца…

Я очень благодарна сестрам и брату за то, что заботились обо мне, помогли встать на ноги и получить образование. Горжусь и восхищаюсь трудолюбием и стойкостью своих родителей. И верю, что наши внуки и правнуки будут достойны своих предков!

Жива деревенька в памяти нашей

Вот уже 49 лет нет нашей деревни Чулкинцы: она исчезла в 1976 году. Последняя ее жительница – Анастасия Ивановна Чулкина – переехала с сыном Анатолием в д. Стариковцы. Внук ее, Леонид Анатольевич, впоследствии возглавил местный сельхозкооператив и сейчас живет там с супругой Диной.

Из потомков тех, кто родился в маленьких Чулкинцах, на холуницкой земле остались лишь внуки да правнуки моей сестры Анюты, Анны Егоровны. А сколько потомков других уроженцев нашей деревеньки живут в соседних районах и по всей матушке России – не знает никто!

Почти каждый год в Троицкую субботу мы навещаем свою малую родину. Когда речь зашла о восстановлении памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной, приехали почти 70 человек – жителей не только Слободского района (там много чулкинцев работало на фанерном комбинате, швейной и меховой фабриках), но и Дальнего Востока, Нижнего Тагила, Ленинграда, Эстонии, Украины и конечно же холуницкого края. Всем, в чьей жизни Чулкинцы что-то да значат, желаю быть счастливыми и не забывать своих истоков!

Надежда Тукмачева.

Фото 1962 г. (п. Дубровка) – из семейного архива автора.

 

На снимке: верхний ряд, слева направо – сестра Сима, ее муж Александр, Надежда Тукмачева с сыном Серёжей на руках, ее супруг Анатолий Тукмачев и сестра Анна, свекровь Мария Ивановна; средний ряд, в центре – Геннадий, слева – его сын Коля, справа – сын Валентин; нижний ряд – Валерий, сын Симы и Александра; Витя и Толя, сыновья Геннадия; Марина, дочь Надежды и Анатолия Тукмачевых.

 

 

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии