Три месяца назад один из известных на всю страну руководителей исполнительной власти, давая интервью, завершил рассказ о проекте бюджета-2015 следующей фразой: «Я обязан быть оптимистом».
В этом высказывании, если вдуматься, отражаются сразу все недостатки отечественной экономической политики. Оптимистом в нынешней ситуации можно оставаться, похоже, лишь по обязанности.
Принятый проект федерального бюджета был внесен в Государственную Думу не больше двух месяцев назад. Но параметры прогноза, который закладывался в основу документа, расходятся с реальностью.
Пожалуй, самый обсуждаемый момент здесь – цена на нефть. Официальный прогноз, на основе которого формировался закон о бюджете, гласил: «Федеральный бюджет на 2015 – 2017 гг. будет сбалансирован при базовой цене на нефть 96 долларов США за баррель при прогнозной оценке на тот же период 100 долларов США за баррель ежегодно».
Но уже сейчас данный показатель не дотягивает даже до 80. И особых улучшений не предвидится. Выходит, что бюджет будет несбалансирован. Иными словами, на все запланированные расходы денег попросту не хватит.
Можно согласиться: цены на нефть – они, как говорят нефтяники, – «от Бога», и спрогнозировать их невозможно. Пусть так, но ведь есть же еще масса параметров, которые являются нашими, внутрироссийскими. И здесь правительству, что называется, все карты в руки.
На практике же получается иначе. Инфляция, к примеру, должна в следующем году составить 5,5 проц., однако уже сейчас многие говорят, что потребительские цены могут вырасти почти на 20 процентов.
Судя по тому, какие тенденции развиваются сегодня, стране придется очень побороться за то, чтобы не начался спад производства.
Все это приведет к снижению доходов федерального бюджета, по самым скромным подсчетам, на 1 триллион рублей.
Кстати, первый показательный пункт, характеризующий «качество» прогноза, – валютный курс. Экономические ведомства при планировании исходили из того, что в следующем году он составит в среднем 37 – 38 рублей за доллар. На деле же уже сейчас мы имеем приблизительно 47. Это кардинально меняет всю социальную обстановку. Ведь очень многие товары россияне вынуждены покупать по импортным каналам. С подорожанием доллара и евро их цена резко вырастет. А покупательная способность, наоборот, упадет. Иными словами, говорить о каком-либо росте реальных доходов просто бессмысленно.
Увы, приведенные примеры – лишь «вершина айсберга». Подобные передергивания можно найти и при анализе отдельных решений и разделов бюджета.
В ходе подготовки бюджета-2015 ко второму чтению нам удалось добиться увеличения ассигнований на сельское хозяйство в размере 20 миллиардов рублей. Этого хватит лишь на частичную компенсацию тех потерь, которые село понесет, например, в связи повышением налогов на топливо. В результате вырастут цены на горюче-смазочные материалы, что дорого обойдется потребителям из всех отраслей (равно как и простым автолюбителям). Конкретно же для АПК дополнительные расходы, по оценкам специалистов, составят все те же 20 миллиардов рублей.
Получается, что поддержка АПК даже в условиях санкций, когда предприятиям экстремально необходимы инвестиционные ресурсы, чтобы повысить производство продовольствия и остановить рост цен, не увеличивается.
В итоге бюджет-2015 не дает ответов на те вызовы, которые стоят перед российской экономикой, и совершенно не стимулирует ее рост.
Сергей Доронин, депутат Государственной Думы.
- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии