ГлавнаяОбществоВойна в судьбе моей семьи
20.06.2019
Рубрика: Общество
Просмотров: 493
Война в судьбе моей семьи

О том, что мои прадеды воевали, я знаю по сохранившимся в семье документам дедушек и скупым воспоминаниям бабушек. За что давали медали и ордена, детям особо не рассказывали. Это теперь мы узнаем о подвигах предков, находя наградные листы, приказы в ставших доступными архивах…

…В крепкой крестьянской семье Марихиных было четверо сыновей. В 1938-ом главу, Илью Гавриловича, незаслуженно обвинили в антисоветской агитации и приговорили к 10 годам лишения свободы за «вредительское уничтожение скота на колхозной МТФ».

– Когда папу забрали, мама осталась одна с десятилетним Володей, семилетним Герой, пятилетним Колей и трехмесячным Толиком. Хватила лиха! С клеймом «жена врага народа», не покладая рук, работала в поле, на ферме – куда пошлют, – рассказывает дочь Антонины Николаевны, моя бабушка.

…Деревня Солманы от линии фронта была далеко: здесь не падали с неба бомбы, не терзали землю танки, не слышались выстрелы. Войну в тылу чувствовали по-другому: когда прощались с родными, когда дети трудились за взрослых, когда с ног валил голод и навзрыд плакали женщины, получившие похоронки...

Сын Антонины Николаевны, Николай Ильич Марихин, ставший впоследствии журналистом и писателем, запечатлел немало воспоминаний о военном детстве: как женщины и дети пахали, боронили, сеяли рожь, таскали по полям на своих плечах конный плуг и бороны, жали и молотили хлеб, собирали колоски, вывозили навоз на быках… После работы в колхозе еще управлялись с домашним хозяйством. Дети постарше помогали, порой выступая за взрослых мужиков. Но для матери все равно оставались детьми…

Дедушка Коля вспоминал: «Маме пришлось перешить массу рубашек и штанов! Ничего не выбрасывалось недоношенным. Младшим новое носить не доводилось – только после старших. Но они не обижались, перешитое им казалось лучше нового – мама старалась! И не только своих детей обшивала она – никому не отказывала. Еще и ткала холст урывками, между дневными делами, а потом мыла его в щелочной воде, полоскала на речке, сушила и пускала на рубашки, онучи, полотенца…»

В школу сыновья ходили за 4 км. В зимнюю стужу им особенно доставалось: иной раз так замерзали, что домой приходили с плачем. «И тут уж мама жалела: растирала лицо, ноги и – на печь греться! Заваривала душицу: лекарств не было, все уходило на войну. Лечила настоями черемухи «от живота», от болячек на теле – березовыми вениками, репейными лопухами, чередой. О своих недомоганиях забывала: болеть было некогда…»

К концу зимы заканчивались мука и картошка. «Отварёнушка из соленых волнушек, щи из перловой крупы, гороховый кисель, кислая капуста – еда была скудной. А в конце войны доводилось и голодать. Животы росли от травяных лепешек. Спасала корова – кормилица, без молока не выжила бы многодетная семья».

Наградой за терпение и труд стало возвращение мужа: он не погиб от голода, выжил благодаря силе духа, а может, и чуду. Зимой 1943-го Илью Гавриловича после пяти лет лагерей отправили из-за слабого здоровья домой «умирать». А любящая жена поставила на ноги! В январе 1945-го, в самое голодное время, у них родилась дочь Гета, также чудом выжившая молитвами матери.

А 39-летнего Илью Гавриловича в самом конце войны, в апреле, мобилизовали в Заполярный Арктический полк. Он был рядовым-огневиком на Японском фронте в составе 3-го Запасного артиллерийского полка Дальневосточной армии. Вновь вернулся живым! Получил медаль «За победу над Японией» и Благодарность от И.В. Сталина. Женский и материнский героизм Антонины Николаевны отмечен «Медалью материнства» I степени и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»…

…Весть о победе в деревню принес всадник из Всехсвятского. Плакали в этот день и смеялись, и пели… Все смешалось – горе и радость! Но испытания продолжались…

В 1947-ом Бог последний раз испытал на прочность материнские силы Антонины Николаевны, дав дочь Калерию. Все шестеро детей Марихиных выросли хорошими людьми, разлетелись по стране, подарили родителям девятерых внуков. Вспоминают: «Мама наша – великая труженица, всю жизнь работала на ферме. Надои от ее коровушек были лучшими в районе! И после выхода на пенсию продолжала трудиться. К ней всегда, особенно в тяжелое время, шли за помощью и советом. На всех у нее находилось доброе слово. И для нас она умудрялась устраивать маленькие праздники даже в голодные годы. А себя никогда не жалела, на судьбу не жаловалась…»

…Не стало Антонины Николаевны на 70-ом году жизни. Илья Гаврилович умер в 1998 г., немного не дожив до 92 лет. С фотографий супруги тепло и светло улыбаются. Всю их жизнь можно назвать подвигом: в тяжкое время они не только выжили, но и упорно работали, воевали, растили детей, помогали людям…

Дарья Чеглакова.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии