ГлавнаяОбществоВкладывал душу в любимое дело
31.03.2023
Рубрика: Общество
Просмотров: 392
Вкладывал душу в любимое дело

В конце прошлого года в «районке» была опубликована моя статья об истории Дубровской школы. Одним из заслуженных директоров этой образовательной организации, которому в 2022-ом исполнилось бы 90 лет, был мой муж – Анатолий Филиппович Тукмачёв. Он вкладывал в преподавание и руководство учебным процессом все силы и душу.

Начало пути

Родился Анатолий Филиппович 31 июля 1932 года в деревне Тукмачи, что в 12 км от города Белая Холуница. Свой трудовой путь начинал в Вагинской школе, где с 1951 по 1970 гг. работал учителем математики и 14 лет был ее руководителем. Кстати, учебное учреждение считалась одним из крупных в районе среди сельских, поскольку в нем обучалось 120 детей, а, к примеру, в сырьянском – 96.

Вагино располагалось в 36 км от райцентра. В период бездорожья сюда не ходил никакой транспорт, добраться в распутицу в населенный пункт можно было только на тракторе или лошади. Поэтому одной из главных проблем для директора школы была доставка заработной платы сотрудникам. Топать пешком около 40 км с большой суммой денег в сумке, согласитесь, страшновато. Поэтому, когда в 1958 году Вагинской школе наконец-то выделили коня, рады были все! Живой «спецтранспорт» назвали Размахаем. Учителя и техслужащие заготавливали для него сено, кормили и поили, в общем, тщательно обихаживали!

Однажды зимой директор с конем попали в переплет… Какой-то злоумышленник увидел, как Анатолий Филиппович получает в Сбербанке крупную сумму денег, и решил его ограбить. Затаился в канаве близ дороги на кромке густого леса, а когда сани с ездоком приблизились, неожиданно выскочил и схватил Размахая за узду. Анатолий Филиппович отмахивался от грабителя, как мог, и сумел-таки вырваться...

Вплоть до 1965 года в Вагино существовала еще одна проблема – отсутствие центрального освещения. Жителей спасали старинные керосиновые лампы. При их тусклом свете мы, учителя, еще и крестиком умудрялись вышивать! Даже директор не отставал от нас в этом занятии. Дома, кстати, до сих пор хранится много вещей с вышитыми им узорами: наволочки, накомодники; позднее появились изображения букета сирени, Кремля и т. д. Но, конечно, вечерами преподаватели не столько отдавались творчеству, сколько самообразовывались. Анатолий Филиппович выписал для сельской школы множество энциклопедий: педагогическую, географическую, изобразительного искусства, детскую и др., которые не застаивались на полках.

Конечно же А.Ф. Тукмачёв был партийным работником, поэтому всецело отвечал и за деятельность местного колхоза. Однажды ему влепили выговор за то, что в хозяйстве не уродилась кукуруза. Как он переживал… Но Вагинская школа, несмотря на все проблемы, находилась в районе на отличном счету. В районном соцсоревновании, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, образовательное учреждение заняло 1 место, а директор удостоен соответствующего значка.

Сейчас от некогда большого, красивого села остались только полуразрушенные здания церкви и школы. Рядом с ним стоит высокое грушевое дерево. Насколько я знаю, бывшие выпускники помнят об этом символе родной альма-матер, приезжают осенью и мешками собирают груши.

В 2009 году по приглашению бывших учеников мы тоже ездили в Вагино. На встречу собралось тогда 35 человек. А спустя год ее повторили, так как не все смогли приехать в первый раз. До сих пор на наш домашний адрес приходят письма выпускников с благодарностью всем педагогам, работавшим в Вагино. Особенно много добрых слов адресовано директору и учителю математики А.Ф. Тукмачёву, который заложил в тогда еще детях крепкие знания…

 

Дубровские

«перипетии»

Так бы и работали мы в Вагино до закрытия школы, если б однажды заведующий роно Дмитрий Николаевич Береснев не вызвал Анатолия Филипповича и не стал уговаривать на переезд в Дубровку. Мол, хватит учительской семейной паре жить в этой «дыре», где нет ни дорог, ни детсада – в лесном поселке преподавателям предоставляют хорошее жилье… Муж поехал «на разведку», да так и застрял в Дубровке на две недели, где его как хозяйственника попросили помочь с ремонтом пола в здании начальной школы. На это время поселили в общежитии, где он делил комнату с врачом В.А. Устюговым.

В итоге мы все же приняли решение переехать в Дубровку, появившись там за три дня до начала учебного года. А приступив к работе, сразу поняли, что проблем в местной школе даже больше, чем в Вагинской.

Образовательная организация действительно была огромной: в 70-е годы в поселке городского типа обучалось около тысячи человек, плюс еще около 50 – на вечернем отделении. В каждом классе – по 42 – 43, а то и более детей! В каждой параллели с 1 по 10 класс – по два-четыре коллектива! Учреждение явно было переполнено. И основной головной болью для всех являлась удаленность двух школьных зданий друг от друга.

Одноэтажное строение для начальных классов со спортзалом располагалось на окраине поселка, а основное, двухэтажное, – в центре Дубровки. Ученикам среднего звена ради урока физкультуры надо было за 15 минут пробежать целый километр, а затем быстро вернуться на другие занятия. После таких пробежек дети часто болели. Да и директор постоянно курсировал между зданиями, чтобы бывать на уроках. Но, несмотря на все сложности, Анатолий Филиппович не уставал восхищаться вверенным ему коллективом учителей-энтузиастов – насколько все они трудолюбивые, эрудированные, какие прочные знания стремятся дать детям!

В 1973 году А.Ф. Тукмачёву за отличные показатели вручили очередной значок «Победитель соцсоревнования» и знак «Отличник народного просвещения». Что значит быть директором школы в то время? Это работать без отпусков, порою не спать ночами, самому участвовать в ремонтах, спасать положение при аварийных ситуациях, которые в старых зданиях случались нередко. Например, во время проливных дождей с потолков начинало лить, как при потопе. В период морозов Анатолий Филиппович, бывало, сам работал в кочегарке, подкидывая дрова в печь, утепляя водопроводные и тепловые трубы, поскольку среди машинистов котельной, случалось, появлялись ненадежные личности, а заменить их было некем. Домой директор приходил только ночевать – на первом месте у него была школа, родные дети редко видели отца…

В 1980-ом леспромхоз разрешил нам расширить жилплощадь. Анатолий Филиппович решил сам делать ремонт: застелил пол паркетом, электролобзиком выпилил наличники на окна, придумал и вырезал украшения для фасада дома, покрасил его. Но и работу в школе никто не отменял! Тогда впервые здоровье педагога дало серьезный сбой. Ему сделали операцию, вывели на группу инвалидности. Почти год он восстанавливался, занимался оздоровительной ходьбой. Не смог без школы – решил вернуться, дав себе слово добиться строительства нового здания.

Содействия в этом вопросе А.Ф. Тукмачёв попросил у директора Дубровского леспромхоза И.И. Кочурова. Как раз представился случай! Дубровское предприятие стало победителем трудового соцсоревнования, и Ивана Ивановича пригласили в Москву, где он нашел возможность замолвить в федеральном министерстве лесной промышленности слово о необходимости строительства в лесном поселке нового типового школьного здания. 

Уже через неделю после поездки руководителя ЛПХ в столицу деньги были выделены! Но подкачали кировские проектировщики, которые очень долго выполняли проект. Анатолию Филипповичу пришлось не единожды съездить в Киров, чтобы как-то ускорить процесс. В ответ получал отговорки, что «проектов много, не успеваем». А когда приехал в назначенный срок за готовыми документами, узнал, что над ними еще и не начинали работать...

Но вот наконец-то проект был готов! В поселке развернулось масштабное строительство. Звонкий и радостный звук забиваемых свай под новое здание (без них невозможно было обойтись – Дубровка стоит на болотах) раздавался по всей округе! Мы с ребятами даже частушки сочинили на один из районных конкурсов: «А как сваи забивали – вся Дубровка слышала...»

5 декабря 1988 года дубровские учащиеся впервые сели за парты новой школы. Во время торжественной линейки Иван Иванович Кочуров поблагодарил ребят, которые помогали на стройке, к примеру, разгружали кирпич… Обоих руководителей – И.И. Кочурова и А.Ф. Тукмачёва – наградили за организацию этого важного для поселка и образования района дела.

 

Чтить

энтузиастов

Отработав 37 лет директором Дубровской школы и выйдя на пенсию, Анатолий Филиппович очень скучал по любимой работе, его тянуло назад, словно магнитом. Поэтому, будучи на заслуженном отдыхе, он устроился в знакомый коллектив слесарем: устранял неполадки тепловых и других сетей, ремонтировал парты… Но все тяготы прежней руководящей должности, нервотрепка и постоянное напряжение не могли не сказаться на его здоровье. Случился инфаркт, в 2019-ом – второй, смертельный…

К сожалению, в нашем обществе порой наблюдается неуважительное отношение к ветеранам труда и пожилым людям в целом. Анатолий Филиппович в последние годы жизни очень расстраивался по этому поводу, в том числе и по отношению к себе. Поэтому хочется призвать и подрастающее поколение, и работников разных  сфер почаще говорить добрые слова ветеранам. Не было бы их – вам пришлось бы многое начинать с нуля…

Надежда Тукмачёва,

ветеран педагогического труда, п. Дубровка.

 

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии