Наш край всегда славился педагогическими кадрами. Моя мама отдала этой профессии многие годы. 25 лет она проработала в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей – сначала учителем русского языка и литературы, затем заместителем директора по воспитательной работе. А в довоенные годы учила ребятишек в школах д. Бичевное и с. Сырьяны…
Выпускники разных лет с теплотой отзывались об учителе и воспитателе З.С. Батеньковой. Она умела вселить в детях уверенность, учила их настойчивости, любви к чтению – её «особое уважение к книге запомнилось на всю жизнь», писали ученики. Иногда, приезжая в Белую Холуницу, они заходили к нам домой. Для «исключительных случаев» у мамы всегда были припасены баночки с любимым земляничным вареньем. За чаем много смеялись, вспоминая разные случаи из школьной жизни и трудные послевоенные годы.
Однажды Зоя Семёновна увидела, поведали выпускники, как ученик тайком грызёт круг замороженного молока, купленного на рынке. Она отвела мальчика на кухню и разогрела молоко, чтобы его можно было пить. А одна незрячая девушка вспомнила, как, собираясь домой на каникулы, второпях забыла шерстяные носочки, за что ей бы попало! Но Зоя Семёновна прибежала на автостанцию к автобусу и успела передать вещь…
Почему-то такие мелочи надолго остаются в памяти, сохраняя добрый след в душе. Неудивительно, что на протяжении многих лет в наш дом приходили толстые конверты с письмами, «написанными» брайлевским шрифтом, и газетными вырезками, праздничные открытки, которые мама с удовольствием читала, радуясь успехам своих питомцев.
Почтительно относились к З.С. Батеньковой и коллеги. Зная об этом, мы очень гордились мамой! Спустя годы, я поинтересовалась у педагогов школы, какой она была на работе? Отвечали: «Доброжелательной, спокойной, но твёрдой. Уважала мнение коллег. Очень внимательно слушала, когда они говорили о важном, радовалась их неравнодушию, желанию узнавать новое и делиться своими мыслями и опытом. Воспитанников обожала и всегда называла их «наши дети». Любила порядок и требовала его от других».
В 1966 году было закончено строительство нового здания интерната. Конечно, его обустройство требовало от коллектива школы много сил и энергии. С каким энтузиазмом воспитатели создавали для детей уютный дом! Хорошо помню то время… Мама приходила домой уставшая, но довольная. И мы радовались вместе с ней!
Администрация учреждения тесно сотрудничала с предприятиями общества слепых и областной библиотекой для слепых. Это помогало значительно укреплять материальную базу школы-интерната. Зоя Семёновна часто ездила в Киров и никогда не возвращалась с пустыми руками. Пополнялась школьная библиотека, приобретались новейшие технические средства и «говорящие книги». Дети быстро научились пользоваться магнитофонами и с удовольствием слушали записи литературных произведений.
Несколько раз мама уезжала в Ленинград на курсы подготовки учителей и руководителей спецшкол, выступала там с докладами об опыте работы белохолуницких педагогов. Возвращаясь, много рассказывала об этом прекрасном городе на р. Неве. Мы читали книги о Ленинграде, пересматривали открытки и мечтали увидеть его красоты своими глазами. Позднее трое из нас окончили ленинградские вузы…
Мама часто ходила в библиотеку, стремясь быть в курсе всего нового и передового, чтобы затем помогать в работе воспитателям. И нас заразила чтением! До школы мы читать не учились, но очень любили слушать чтение родителей, а со 2-го класса уже посещали библиотеку самостоятельно. Книги были лучшими подарками на дни рождения и за старание в конце учебного года.
Хотя жили скромно, средства на печатные издания выкраивались всегда. Выписывали любимые «Весёлые картинки» и «Мурзилку», «Пионер» и «Юность», «Пионерскую правду» и «комсомолку», «Роман-газету» для взрослых, а еще «Кировскую правду», «Учительскую газету», местную «знамёнку» («Красное знамя») и непременно «Правду» для папы. Важные вырезки из газет хранились в папках, но журналы портить не разрешалось. У мамы были тетради с записями номеров журналов с нужными статьями…
Планы и конспекты она писала вечерами, когда все спали и никто не отвлекал от работы. Но утром нас всегда ждал завтрак! А приходя из школы, находили на плите тёплый обед (обязательно первое и второе). Мы были очень самостоятельные: готовили уроки, забирали младших из детсада, опекали их, в морозные дни топили в доме печь… Знали: если мама задержалась на работе, значит, так надо. Но когда она была дома, всегда отвечала на все наши вопросы, разрешала споры, мирила поссорившихся, помогала решать трудные задачи. Мы были уверены, что мама знает и умеет всё!
Удивительно, как она всюду успевала?! Пятеро детей не были для неё обузой. Мама никогда не жаловалась на усталость и трудности, всегда оставалась спокойной, хотя, конечно, ей было нелегко. Мы росли не бездельниками, у каждого в семье имелись свои обязанности. Мама умело их распределяла, учитывая наши желания и возможности. Хотя родители много времени отдавали работе, мы не чувствовали себя обделёнными вниманием. Привычное «так надо», какое-то внутреннее понимание, чувство ответственности и семейной сплочённости помогали нам. Учились без особых проблем, все шло, будто само собой. По примеру родителей и благодаря им все получили высшее образование, старались работать на совесть. Сейчас уже ветераны труда!
50 – 60-е годы, думаю, были для родителей трудными. Порой они отказывали себе в необходимом. Но им, пережившим военное лихолетье, голод, познавшим цену мирной жизни, то время казалось счастливым. Они могли отдаваться любимой работе, растить детей, радоваться каждому дню и верить в лучшее будущее. А будущее – это дети! И ученики, и подрастающая пятёрка своих…
Мама всегда была центром семьи, папа во всём поддерживал её, ценил и уважал. Но в вопросах принципиальных решающее слово оставалось за ним. И это взаимопонимание, единство взглядов и поддержка помогли им прожить вместе в любви и согласии 62 года!
В 50 лет мама вышла на пенсию, но связи со школой не теряла: ходила на важнейшие мероприятия, не отказывала, когда её просили временно подменить учителей. Чувствовать себя нужной помогала и общественная работа. Много лет она была заместителем председателя райкома профсоюза работников просвещения, руководила женским советом города…
И, конечно, имела награды. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» была вручена ей в 1945 году, «За трудовое отличие» – в 1949-ом. Как следствие, появились медали «30 лет Победы», «40 лет Победы», «50 лет Победы». А в 1970 г. мама отмечена юбилейной Ленинской медалью. В 1979-ом награждена медалью «Ветеран труда». Но самой значимой наградой стала «Медаль материнства»! Раньше я не придавала большого значения этим знакам отличия, но сейчас смотрю на награды с каким-то щемящим душу почтением: это её, моей мамы, материнский и трудовой подвиг!
Галина Симонова, ветеран труда.
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
- 01.11.2024 Из поколения в поколение…
- 18.10.2024 Не только ездим, но и смотрим…
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
Комментарии