То, что было, – того не забыть,
Не стереть, не убрать из памяти.
Раны на сердце – с ними приходится жить,
И наслаждаться минутами радости.
– Это сейчас все в моей жизни хорошо, а в прошлом… – Валентина Егоровна Седова, словно заново переживая события минувших лет, на несколько секунд прерывает свой рассказ, – было очень страшно и тяжело.
Ее память упорно хранит происходящее с ней в детстве и юности. Например, помнит она небольшой уральский поселок, в котором после Великой Отечественной войны жили ссыльные из Крыма. Для них здесь построили 11 больших бараков – в одном из них жила девочка Валя со своей мамой.
Особенно трудно было в самом начале. От голода спасались дарами леса: собирали грибы, ягоды, травы. Варили также похлебки из крапивы, лебеды. Возле ларей, в которые местные жители выбрасывали отходы, ссыльные устраивали очереди.
Валентина Егоровна рассказывает, как мама, набрав картофельных очисток, тщательно мыла их, потом, сварив, толкла и делала лепешки. «Это был такой деликатес! – признается женщина. – Поддерживали нас и скудный хлебный паёк, и выдаваемые поселенцам бутылочки с рыбьим жиром, который мама постоянно заставляла меня пить».
А зимой, особенно в сильные морозы, ссыльные страдали от холода: утром, проснувшись, примерзшую подушку буквально отдирали от стенки дощатого барака. Хорошо, что была солома: ею набивали чехлы для матрасов, а порой и одеяла «утепляли». Когда вернулся с фронта отец, жить стало чуточку легче.
Как же получилось, что жители Крыма в одночасье превратились во врагов народа?
– Великая Отечественная война началась, когда мне исполнилось всего пять лет. Немецкая авиация беспрестанно бомбила крымские города и селения. Мы бегали в бомбоубежище, а когда не успевали, мама прятала меня под столом, укрывая сверху подушками и одеялами.
Вдвоем пережили они и немецкую оккупацию: отец был на фронте. Валентина Егоровна видела, как в ее родной город вошли враги. Выбирали любой понравившийся дом и устраивались в нем.
– В нашем доме новые хозяева заняли гостиную, а мы с мамой ютились в маленькой комнатушке, выходящей на задний двор. Немцы частенько устраивали пьяные застолья, приводили местных девушек – жители называли их «шоколадницами». В один из вечеров офицер, услышав скрип двери, чуть не застрелил девочку – пуля просвистела у самого ее уха…
Чтобы хоть как-то выжить, мама с дочерью обменивали на местном рынке вещи на продукты. Это тоже было сопряжено со смертельным риском, поскольку немцы устраивали облавы. Вооруженные автоматами, они окружали все выходы и гнали людей к главным воротам. Там стояла грузовая машина. В кузов загоняли всех, кто поместится, закрывали его и пускали газ... У местных жителей такая процедура называлась «увозить в отвал»…
Летом 1944 года советские войска освободили Крым. Жители ликовали! Но для некоторых радость была недолгой. Например, семью Валентины Егоровны выслали из родных мест по национальному признаку: мать была русская, а отец – армянин. Не спасло даже то, что многие во время оккупации помогали партизанам. Например, дедушка Валентины, рискуя жизнью, снабжал их продовольствием. Из ссылки он не вернулся, скончавшись в далекой сибирской тайге.
Долгие годы люди жили в спецпоселениях. Лишь во времена Хрущева у них появилась возможность свободно перемещаться по стране. Многие сразу же разъехались: кто-то вернулся в Крым, другие обустроились на новом месте.
Семья Валентины Егоровны обосновалась в Краснокамске. Папа работал в дорожном предприятии, позднее ему дали однокомнатную квартиру. А Валя в 14 лет устроилась учеником лаборанта на Камский целлюлозно-бумажный комбинат, где отработала в общей сложности 43(!) года. Семь с половиной лет из них работала в цехе с вредным производством.
В.Е. Седова поведала, что в 1959 году вышла замуж за художника.
– Это сейчас ищут мужа состоятельного, чтобы обеспечивал семью, – смеется она, – а раньше смотрели, чтобы человек был хороший.
В 1996 году по настоянию дочери Валентина Егоровна переехала в Белую Холуницу – к самым близким и дорогим ей людям. В своей правнучке Алисе заботливая прабабушка души не чает: ходит с ней и в школу искусств, и на спортивные мероприятия, и на курсы английского языка. И вспоминать о тех страшных годах Валентине Егоровне в круговороте ежедневных радостных событий просто некогда.
На снимке: Валентина Егоровна Седова.
Виктор Шитов. Фото автора.
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
- 01.11.2024 Из поколения в поколение…
- 18.10.2024 Не только ездим, но и смотрим…
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
Комментарии