ГлавнаяОбществоРазговор о важном
02.12.2022
Рубрика: Общество
Просмотров: 233
Разговор о важном

Куда ушли добрые традиции воспитания?

 

В одной из телепередач обратила внимание на высказывание, что лет 40-50 назад и более литературы по воспитанию детей особо не было, как не существовало и нашего главного помощника – Интернета, но взрослые старались правильно воспитывать своих детей, понимая верность пословицы «Что посеешь, то и пожнешь». Понятно, что без нерадивых родителей, у которых ребятишки были предоставлены самим себе, уличному окружению, не обходилось, но все же хороших примеров имелось гораздо больше…


Работая в детском саду, я более 30 лет с сожалением наблюдаю все возрастающее количество «одиноких», «ненужных» детей. Единицы из воспитанников могут поделиться, что дома они всей семьей играли вечером в настольные игры, ходили гулять в выходной, лепили снеговиков, сооружали с папой шалаш или ловили рыбу на пруду, а потом вместе варили и ели уху…


Большинство современных родителей, когда поднимается эта тема, сетуют: «А когда нам этим заниматься?! Работа…» Но почему же в нашем детстве все важное и замечательное для ребенка присутствовало, несмотря на то, что многие родители, включая моих маму и папу, тоже работали, да еще и на двух должностях, а также содержали большие огороды, ухаживали за скотом?!

 

Теперь же на вопрос: «Чем занимался вечером?» дошкольники обычно отвечают: «Играл «в танчики» на компе», «Смотрел «ужастики», «Мама скачала на телефон новую игру, и я весь вечер играл», либо «Ничего не делал», «Смотрел телевизор и ел чипсы»…


К счастью, такое времяпрепровождение практикуется не во всех семьях! Есть много замечательных родителей, которые вместе приходят за своим ребенком в детский сад, участвуют парой в мероприятиях, интересуются увлечениями и проблемами своих чад, совместно принимают решения, ходят на собрания. Правда, увидеть на родительских мероприятиях отцов – все больше редкость. Чаще воспитатели впервые встречаются с папами в день выпускного бала, иногда даже принимают их за посторонних, удивляясь, кто это?! А в ответ неожиданно слышат гордое: «Я же папа Пети Иванова!»


Возможно, проблема действительно кроется в зависимости от гаджетов? В тех семьях, где нет такой «напасти», дела обстоят лучше… И нас, сегодняшних взрослых, растили без телефонов и компьютеров – в труде! Ведь как было в детстве? Пошел отец дрова пилить – все дети идут ему помогать. И не важно, сколько им лет – пять или десять, работа по силам находилась для каждого. И к бабушке мы ходили не на пирожки, как заведено сейчас, а чтобы помочь по хозяйству (прополоть грядки в огороде, сложить под навес дрова и др.).


Не только дома, но и в детском саду и школе у ребенка были трудовые обязанности. А сейчас все почему-то происходит по договоренности: хочешь – делай, не хочешь – отдыхай. «Модным» стало расплачиваться деньгами не только за помощь по хозяйству, но даже за хорошую учебу (за «5» – одна ставка, за «4» – другая). И что ж тогда мы удивляемся, что вокруг появилось столько равнодушных потребителей?!


Очевидно же, что, если с детства ребенка не приучают к труду, идут на поводу любых прихотей, личность его формируется избалованная, не приспособленная, не уверенная в своих силах и одновременно нетерпимая к чужому мнению. Таким юношам или девушкам, вышедшим из изнеженной среды, придется набить немало шишек, прежде чем они станут адаптированными и самостоятельными.


Конечно, можно махнуть рукой: путь хоть в детстве расслабятся, поживут в свое удовольствие… Но задумайтесь о будущем, взрослые! Если вы не научите детей работать, справляться с трудностями, помогать тому, кому требуется помощь, отвечать за свои дела и поступки, быть терпимыми к чужим интересам, то подпишете себе приговор на одиночество! Если не вкладывали силы в осознанное, разумное воспитание детей, дождетесь ли от них помощи в старости, поддержки и уважения внуков и правнуков? Что станет с генетической ветвью тех, кого вырастили эгоистами и потребителями? Добрый урожай вырастает только из здорового семени. Если в семье царит атмосфера единства, взаимодействия и понимания, если дети видят примеры доброты, порядочности и уважения, то, впитав в себя лучшие семейные ценности, они перенесут их в свои семьи.


Говоря об ответственном воспитании, мы, педагоги, не считаем, что оно должно быть чрезмерно строгим и состоять из нотаций. Сколько раз приходилось наблюдать, как родители «стращают» дошкольника перед тем, как отправить в группу детсада: «Веди себя хорошо, слушайся воспитателя!», «Будешь вести себя плохо, не куплю шоколадку». Некоторые используют в поучительных целях «угол», считая, что оттуда ребенок выйдет воспитаннее и умнее. Только вот на практике получается иначе: у малыша появляется страх и желание увильнуть от наказания в следующий раз, придумав разные хитрости.


Нет, ни ремень, ни «угол», ни долгие поучительные беседы не приведут к желанному результату, к осознанию ребенком жизненных правил. Учат только правильные поступки! Можно тысячу раз говорить, что брать чужое нельзя, но когда вы, обнаружив в кармане ребенка деталь от Машиной мозаики, не убедите малыша непременно вернуть ее хозяйке, грош цена всей вашей воспитательной работе! Кто-то скажет, мелочь… Но именно с мелочей всё и начинается: с «незамеченной» чужой бусинки в руках ребёнка, с выброшенной мимо урны обертки от конфеты, с момента, когда дитё, раздвигая локотками пассажиров в автобусе, нагло продвигается к окну, и никто его не одернет: «Так делать некрасиво, некультурно!»…


Снова вспоминается случай из детства. Как-то, забрав меня из садика, мама о чём-то спросила, на что я ответила ей: «Ты что, дура?!» В ответ мама не накричала, не шлепнула по губам, а просто замолчала. Я же продолжала болтать, но вскоре спросила: «Мама, а ты почему со мной не разговариваешь?» Она заметила: «А зачем тебе с дурой говорить?» Весь вечер мама общалась со мной сухо, без эмоций, только по делу. Это стало уроком на всю жизнь: нельзя бросаться злыми словами, тем более в адрес родных людей.


Но чтобы такие приемы сработали, родителям нужно интересоваться детьми. Я очень хорошо помню, как мы с мамой делали альбом с картинками, вырезая их из старых журналов, а потом садились, рассматривали каждую и рассказывали, какую и почему выбрали? Еще мы вместе раскрашивали, рисовали, «выжигали» картины на досках, готовили к каждому празднику подарки для бабушки, всей семьёй играли в лото и домино… Мама была инициатором и организатором игры «в шалаш», который мы вместе сколотили из досок. Здесь «варили» с ней «суп из цветочков», а иногда – о, счастье! – она разрешала нам с друзьями пообедать в шалаше. Это было здорово! Память на всю жизнь!..


А что запомнят из детства современные дети? Наблюдаю на остановке за молодой мамой с ребенком… Он стоит, скучая, и молча смотрит на проходящий мимо транспорт, родительница «зависает» в смартфоне. Ребенку стоять надоело, и он начал прыгать по лужам. Мать закричала: «Какой же ты поросенок!» Вот и все воспитание. Сижу в коридоре больницы – та же картина: мамы уткнулись в телефоны, а дети, насидевшись, начинают носиться от скамейки к скамейке. Им быстрее суют в руки сотовые, чтобы занять. Теперь «страницы» в телефоне листают и мамы, и ребятня – жизнь «наладилась»!


Прокрутите «плёнку» на 15 – 20 лет вперёд… Вам 40 – 50 лет, уже не так хочется «сидеть» в телефоне, а тянет больше общаться со взрослыми детьми, узнавать, как у них дела на работе, в личной жизни, а в ответ… Догадываетесь, что услышите? Обо всем этом есть замечательный документальный фильм «Бумеранг». Найдите время, посмотрите его и… задумайтесь!


Куда и почему ушли добрые традиции в воспитании? Совместные трудовые дела, общие полезные игры, доброта и справедливость в противовес пустым нотациям? Вопрос остается открытым… 

Елена МАРЕНИНА,

заведующая детсадом № 2 «Светлячок». 

Источник фото: https://mail.ru/content3ad04656e1.jpeg

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии