ГлавнаяОбществоПеред согражданами и миром
25.06.2020
Рубрика: Общество
Просмотров: 347
Перед согражданами и миром

Как изменятся пункты Основного закона страны, описывающие взаимоотношения России с внешним миром? Что определяет репутацию РФ за ее пределами?

Продолжаем знакомить читателей с положениями отдельных поправок в Конституцию РФ…

Язык, культура, соотечественники…

Статьи 68 – 69 главного документа страны уточняют ряд норм, связанных с языком и культурой России. Например, русский язык назван не просто государственным, а «языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации», что не отменяет прав республик в составе РФ устанавливать наряду с русским свои государственные языки, употребляемые в органах власти и государственных учреждениях. Как и гарантии всем народам, живущим на территории РФ, права на сохранение, изучение и развитие родного языка с созданием условий для этого.

Культуру предлагается официально признать уникальным наследием многонационального народа РФ, которое поддерживается и охраняется государством. Это новая норма. В статье 69 рекомендуется упомянуть о защите государством культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, о гарантии сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Еще один важный пункт этой статьи связан с оказанием поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Требования стали жестче

Рядовые граждане с энтузиазмом восприняли поправки в ряд статей, содержащих запрет для различных категорий должностных лиц иметь гражданство другой страны или иной документ, дающий право на постоянное проживание за рубежом, наличие там счетов, возможность хранить наличные денежные средства и другие ценности в иностранных банках. Статья 71 в целом определяет, что в ведении федерального центра находятся вопросы федеральной государственной службы и установление ограничений для тех, кто замещает государственные и муниципальные должности, в том числе ограничений, связанных с двойным гражданством и наличием ценностей за рубежом.

Статья 77 устанавливает эти ограничения для высших должностных лиц субъектов РФ, ст. 78 – для руководителей федерального органа, ст. 95 – для сенаторов Совета Федерации, ст. 97 – для депутатов Госдумы, ст. 103 – для уполномоченного по правам человека, ст. 110 – для председателя правительства РФ, ст. 119 – для судей, а ст. 129 – для прокуроров.

Статья 81 включает такие же требования к Президенту РФ вместе с ограничениями по возрасту (не моложе 35 лет) и продолжительностью постоянного проживания в России (25 лет вместо прежних разрешенных десяти). К этой же статье предложена поправка относительно нормы, запрещающей одному и тому же лицу занимать должность главы государства более двух сроков вообще (прежде – более двух сроков подряд). Разработчики предлагают применить это положение «к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки», таким образом не исключая для него возможность быть Президентом в течение сроков, допустимых указанным положением.

В приоритете – внутреннее законодательство

Изменения в статью 79 уточняют участие России в межгосударственных объединениях. Это по-прежнему возможно, если не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Разработчики уточняют: решения межгосударственных органов, принятые на основании положений таких международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в РФ. Между тем статья 15 Конституции, утверждающая, что «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», в поправках не затронута.

Статьей 79/1 вводится новая норма о том, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

А статья 125 предлагает наделить Конституционный суд РФ правом разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ, и о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Если Конституционный Суд РФ признал какой-либо документ в определенном истолковании, применению в ином истолковании он не подлежит. Планируется, что Конституционный Суд РФ должен теперь проверять и конституционность законов субъектов РФ до их обнародования руководителем субъекта.

Подготовила Оксана Савельева.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии