ГлавнаяОбществоОт Кавказа до Берлина и Праги
09.05.2017
Рубрика: Общество
Просмотров: 1134
От Кавказа до Берлина и Праги

22 июня 1941 года командир стрелкового отделения младший сержант Василий Шуплецов вместе со своими подчинёнными находился в гарнизонном наряде, когда в полдень по радио объявили о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

К той поре ему исполнилось всего 23 года…

В армию Шуплецова призвали в 1939 году. Служить выпало в г. Ленинакане Армянской ССР в 136-й ордена Ленина стрелковой дивизии. По окончании школы младших командиров в 1940 г. его определили командовать стрелковым отделением.

– 23 июня всех командиров подразделений с утра вызвали в штаб дивизии и приказали готовиться к погрузке в эшелон, – повествует в своей «фронтовой тетради» ветеран. – Предстояло двигаться на Юго-Западный фронт.

В бой дивизия вступила в конце июня. Первый её контрудар по врагу был успешным – противник отступил. Но потом превосходство немцев сказалось как в воздухе, так и на земле. Василию Филипповичу запомнились ожесточённые бои на Украине. В сражении за станцию Дьяково он получил сквозное ранение правой ноги. Первую помощь оказали в медсанбате, потом переправили в госпиталь в г. Сталинград. Лечился два месяца.

– В январе 1942 г. на переформировке я был зачислен в 266-ю стрелковую дивизию также командиром отделения, – поведал фронтовик. – Привезли нас на так называемый Барвинковский выступ. Это в Харьковской области. Вначале находились в обороне, а в мае, когда произошло накопление сил, последовала команда наступать. В первые дни нам сопутствовал успех. А потом противник разбомбил переправу через р. Северный Донец, и наши части оказались отрезанными от снабжения продовольствием и боеприпасами. Естественно, немцы этим воспользовались и перешли в контрнаступление. На позиции нашей роты двинулось более десятка танков. Один я уничтожил противотанковой гранатой, второй подбили из противотанкового ружья. Остальные машины двинулись в обход… В общем, оказались мы во вражеском кольце.

Советское командование сформировало ударный кулак и бросило его на прорыв. С большими потерями наши войска все-таки вышли из окружения. Но противник неумолимо двигался к Сталинграду. Однако наше соединение туда не попало, дивизию бросили прикрывать кавказское направление. Мы упорно дрались за города Шахты, Каменоломня, Батайск в Ростовской области, но удержать их не смогли. После кровопролитных боёв остатки полка отвели в г. Сухуми и передали в 242-ю горно-стрелковую дивизию. Так я стал командиром отделения автоматчиков.

Участок обороны полку определили у подножья Эльбруса, в районе Баксанского ущелья. С занятого рубежа мы не отступили ни на шаг! Когда советские войска разгромили немцев под Сталинградом, и мы попёрли фашистов с Северного Кавказа. Напоминанием о тех грозных событиях для меня стала медаль «За оборону Кавказа». Затем полк передислоцировался в г. Геленджик, а нашу роту автоматчиков передали в десантную группу войск для высадки под Новороссийск.

Операция началась в ночь на 6 февраля 1943 года. Пехоту погрузили на самоходные баржи и катера. Ночь была тёмная, дождливая… Немцы встретили нас огнём из всех видов оружия. Но всё-таки первую линию обороны фашистов мы прорвали, прочно зацепившись за плацдарм. Сколько ни пытался противник сбросить советский десант в море, ему это оказалось не по зубам! В апреле фашисты, подтянув резервы, вновь начали штурм наших позиций. Сначала бомбили с самолетов, затем ввели в бой артиллерию, после – танки, за ними – пехоту. Мы понесли большие потери. Погиб командир взвода. Пришлось взять командование на себя. Но на другой день меня ранило. В госпиталь, правда, не отправили, лечился в береговом санбате.

В сентябре 1943 г. наши части перешли в наступление. В Цемесскую бухту ночью высадился батальон морской пехоты и освободил г. Новороссийск. А вскоре от фашистов зачистили весь Таманский полуостров. Затем последовала перегруппировка сил. Из трёх стрелковых бригад сформировали 117-ю стрелковую дивизию и включили её в состав 13-й армии. Меня направили на курсы химиков-разведчиков. После учёбы определили батальонным химинструктором, в качестве которого я и попал на 1-й Украинский фронт. 21 января 1944-го 1-й и 2-й Украинские фронты развернули совместную операцию по разгрому Корсунь-Шевченковской группировки противника. За участие в ней я получил первую медаль «За боевые заслуги».

Завершив освобождение Украины, Красная Армия вышла к Висле. Под прикрытием огня артиллерии мы успешно переправились через реку и выбили немцев из первой линии траншей. Я был отмечен медалью «За отвагу». А ещё на Сандомирском плацдарме меня приняли в члены Коммунистической партии.

12 января 1945 г. Сандомирский плацдарм стал исходным районом, откуда 1-й Украинский фронт нанёс новый удар по врагу. Начиналась скоординированная с 1-ым Белорусским фронтом Висло-Одерская операция. К 15 февраля советские войска освободили почти всю Польшу. До Берлина оставалось 60 – 70 км. Под прикрытием артиллерии наш батальон форсировал р. Одер и занял железнодорожную станцию. Следом переправилась вся дивизия и овладела близлежащим городом. За умелые действия на переправе меня представили к ордену Славы III степени.

Потом были жестокие бои на подступах к Берлину и в самом городе. О чём свидетельствует врученная гвардии старшему сержанту Шуплецову медаль «За взятие Берлина». В этих схватках Василий Филиппович был ещё дважды ранен и контужен. В обоих случаях просил не отправлять его в тыл, поправлял здоровье в медсанбате и возвращался в строй. Получив приказ идти на помощь восставшей Праге, войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева совершили стремительный марш и 9 мая 1945 года освободили столицу Чехословакии. Все участники данной операции (в том числе и наш герой!) удостоились медали «За освобождение Праги». На этом Великая Отечественная война для Василия Филипповича закончилась.

Демобилизовался он 26 мая 1946 года. По прибытии домой устроился в Поломский лесхоз сначала лесником, а с 1948-го – лесообъездчиком. В 1951 г. по решению райкома партии В.Ф. Шуплецова направили в колхоз «Большевик» (позднее – «Молодая гвардия») бригадиром полеводческой бригады. А когда здоровье стало сдавать, фронтовик отправился на «вольные хлеба». На заслуженный отдых его проводили из Дубровского лесхоза...

Подготовил Борис Ердяков.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии