
Сегодня внештатный автор нашей газеты Сергей Семёнович Иванов отмечает 75-й день рождения. Сотрудники редакции искренне поздравляют его с юбилеем и желают, чтобы он сохранил интерес к жизни, всегда спешил поделиться своими наблюдениями с читателями и радовал нас интересными произведениями!
«Перелистывая страницы» прожитых лет, я невольно возвращаюсь в пору своего детства, которое пришлось на военные и послевоенные годы.
В нашей деревне тогда не было электричества – домашние дела выполнялись при свете фонаря или керосиновой лампы.
Из-за семейной нужды и удаленности деревеньки от крупных поселений мы со старшими братьями не смогли получить приличное образование – за плечами только начальная школа.
Детство подарками не одаривало. К нам не приходил Дед Мороз, родители ничего не презентовали на дни рождения... Сегодня ребятам трудно поверить, что наше поколение не знало, что такое бананы, мандарины и шоколадки... Вместо пряников и конфет мы довольствовались сушеной морковкой и свеклой.
Особенно нелегкой была в то время доля вдов, оставшихся с кучей ребятишек и надрывавшихся на работе, лишь бы не дать детям умереть с голоду. Да и всем матерям приходилось несладко. Поэтому, если появлялась хоть какая-то возможность помочь и заработать копейки, мы с радостью бежали в лес. Летом, как только созревали ягоды, особенно черника, целыми днями пропадали в тайге. То, что не съедали, мама на противне сушила в русской печке. Эти заготовки в зимнее время становились главным лакомством...
Также собирали еловые и сосновые шишки, которое закупало лесничество. Помню, когда одному из братьев было тринадцать лет, а второму – одиннадцать, они сдали 700 кг такого сырья! В качестве поощрения за ударный труд лесхоз выделил нашей семье из государственного фонда большую лесную поляну с богатым травостоем для сенокошения.
Но косить ее летом маме пришлось одной, так как все мужики были заняты другой, более тяжелой работой. Тогда она взяла меня, восьмилетнего, в помощники, чтобы сметать сено. И вот стоял я с граблями на стогу, поправлял его, как подсказывала мама, и утаптывал. Когда стог был готов, мама стала вырубать топором длинную березовую палку, по которой я должен был спуститься на землю. Топор выскользнул у нее из рук и разрубил обутую в лапоть ногу. Мама охнула, отбросила топор и, присев, заплакала. Затем сняла с головы белый платок, забинтовала ногу и, обувшись в поврежденный лапоть, превозмогая боль, стала заканчивать хлопоты возле стога…
Да, с подросткового возраста мы уже начинали выполнять работу, посильную, казалось бы, только взрослым мужикам. На лето мама трудоустроила старших сыновей (11-ти и 13 лет) в леспромхоз пилить ручной поперечной пилой дрова для паровозов. Иногда и я вместе с одним из друзей прибегал по узкоколейной дороге к братьям в делянку, расположенную в 3 км от деревни. Парни не только выполняли, но даже перевыполняли норму выработки, установленную для взрослых. Из-за этого начальство однажды устроило скандал, решив, что родной дядюшка мальчиков, работавший в лесопункте техноруком, делает подросткам приписки. Тогда на производство прибыла комиссия, замерившая кубатуру напиленных и сложенных в поленницы дров, и не обнаружила никаких приписок. За перевыполнение заданий братья даже получали премиальные...
Подобные воспоминания есть у подавляющей части представителей моего поколения. Пусть они станут очередным напоминанием сегодняшней молодежи о том, в какое нелегкое время довелось жить их отцам и дедам, и пробудят в потомках уважение к старшему поколению.
Сергей Иванов, г. Белая Холуница.


- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии
Низкий поклон старшему поколению.
Только правнуки этих поколений в отношению к труду не в них пошли. А так конечно поклон. Нет говорят для нас достойной работы. Всегда говорили - мыто хлебнули лиха, а вы то учитесь и в города.