ГлавнаяОбществоНа защите интересов трудящихся
11.10.2018
Рубрика: Общество
Просмотров: 649
На защите интересов трудящихся

Тема социальной справедливости и нарушения прав наемных работников государственных и частных структур за последние месяцы звучит все острее – главным образом в свете предстоящей пенсионной реформы, взбудоражившей российское гражданское общество.

Голос Федерации профсоюзных организаций Кировской области, вставшей на сторону рядовых граждан и не допускающей ущемления их интересов, зазвучал отчетливо с первых дней обсуждения изменений в пенсионном законодательстве. Но разве это единственное направление, по которому работают профсоюзные лидеры региона? С председателем ФПОКО Р.А. БЕРЕСНЕВЫМ мы побеседовали об актуальных вопросах защиты интересов трудящихся.

– Роман Александрович, какова позиция профессиональных объединений по совершенствованию Закона 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который за последние годы несколько раз «ударил» по предприятиям Белохолуницкого района? Кульминацией стало банкротство ОАО «Белохолуницкий машстройзавод» с созданием многомиллионной задолженности по зарплате работникам...

– Этот закон нас тоже не устраивает именно в части, которая допускает ситуации с невыплатой заработанных наемным персоналом средств на предприятиях-банкротах. Считаю, в XXI веке уже пора бы избавиться от подобного! И в Госдуме сегодня активно обсуждаются пути решения этого вопроса. Предлагают учредить некую государственную структуру, которая бы выплачивала заработанные средства трудовым коллективам предприятий-банкротов, после чего активы несостоятельных юридических лиц переходили бы в собственность этой организации. Либо этот вопрос будет отдан на откуп регионам, чтобы те на местах разрабатывали данную тематику.

Наша позиция неизменна: люди не должны страдать, не должны нести ответственность за ошибки собственника, не сумевшего грамотно выстроить управление и допустившего несостоятельность предприятия или организации. Банкротство – не вина персонала!

Я лично активно участвую в работе комиссии, рассматривающей вопросы несостоятельности разных структур. Мы держим на контроле проблему невыплаты зарплаты на предприятиях, где образовалась задолженность более двух месяцев, следим за динамикой ситуации, инициировали много обращений в прокуратуру, подписали соглашение с управлением Следственного комитета России по соответствующему вопросу, сотрудничаем в его решении не только с правоохранительными органами, но и с правительством региона. Благодаря всем этим мерам удается добиваться серьезной (вплоть до уголовной!) ответственности руководства предприятий за невыплату долгов.

Считаем, что государство не должно оказывать содействие сомнительным структурам с уставными капиталами в 10 тыс. руб., которые создаются, а затем ликвидируются, оставляя без заработанных средств трудовые коллективы. Ведь они выигрывают тендеры, берутся за строительные работы на государственных и муниципальных объектах, получают авансы и быстро исчезают в неизвестном направлении, оставляя за собой «хвост» проблем. Не пора ли вводить ограничения, которые сделали бы подобное невозможным: брать в учет уровень средней зарплаты на таких предприятиях, численность и списочный состав работников?.. Наша задача – не снижать активность в данном направлении. Даже если речь идет о предприятиях, где профсоюзов никогда не было…

В этом свете ситуация с белохолуницким заводом, где всегда действовала сильная профсоюзная организация, крайне возмутительна. Мы продолжаем поддерживать контакт с руководством района по ее устранению и верим, что дело можно сдвинуть с мертвой точки.

– А что Вы думаете по поводу уровня оплаты труда, который настолько разнится в российских регионах, что порой проживающие в «высокооплачиваемых» областях не верят в реальность низких заработков на тех территориях, где экономика находится в упадке? Традиционно в пример приводят разницу зарплат педагогов и медработников, хотя и в остальных отраслях ситуация не лучше...

– Думаю, это ненормально: живем в одной стране, но за выполнение одних и тех же функций получаем принципиально разные вознаграждения. А чем, к примеру, педагог Кировской области отличается от московского? Естественно, эта тема горячо обсуждается профсоюзным руководством на федеральном уровне и поднимается на отраслевых. Проблема же не только в величине зарплат и соответствующем уровне жизни! Разница влияет на решение кадрового вопроса: понятно, что легче привлечь специалистов там, где платят больше, а положение «депрессивных» территорий усугубляется, кадры там «вымываются» из самых социально значимых сфер!

Считаю, нам жизненно необходима единая российская система оплаты труда. Но Минтруд от решения проблемы устранился и разрабатывать такую систему не спешит... Как всегда, вопрос отдан на откуп регионам – результаты мы видим. В Министерстве поясняют, что в России слишком много разных видов предприятий и учреждений, например, образовательных, их якобы трудно систематизировать, учесть все особенности и создать единую тарифную сетку.

Кстати, в Кировской области удалось добиться определенных подвижек по системе труда как раз работников образования, чтобы увеличить уровень окладов педагогов. Недавно в рамках собрания областного профсоюзного актива вновь было заявлено, что мы по-прежнему обеспокоены положением учителей, размерами зарплат и объемами зарплатных фондов в районах, физической и эмоциональной перегрузкой работников образования, формальным подходом к вопросам охраны их здоровья, в частности, диспансеризации. Мы предложили органам государственной власти учесть все эти факторы при планировании бюджета на 2019 год.

Замечу: в некоторых отраслях даже единой системы оплаты труда не существует! Например, в муниципальных учреждениях культуры. В различных районах сотрудники имеют разные оклады и разные надбавки. Мы тоже этим вопросом занимаемся, хотя такая работа сопряжена с определенным риском: как бы не получилось, что после принятия единых условий оплаты труда где-то на местах пострадали люди, заработок которых после усреднения окажется ниже, чем сейчас…

– В некоторых сферах повышение окладов «балансируют» переводом работников на неполную ставку, ведь объем средств на оплату труда остается прежним. Это рождает неоднозначные ситуации. Что Вы скажете по данному поводу?

– Действительно, руководителям бюджетных структур на местах приходится принимать нелегкие решения: или сокращать кадровый состав, чтобы больше выплачивать оставшимся специалистам, или сохранять его, на время переводя работников на неполные ставки (например, на 0,75 в культуре), потом восстанавливая оплату в полном объеме. Считаю, что такой путь, пусть и вынужденный, и неприятный, предпочтительнее, ведь после сокращения восстановить ставку куда труднее…

– Роман Александрович, как Вы относитесь к пренебрежению правами жителей глубинки, выражающемуся в едином подходе к их доходам наряду с жителями крупных населенных пунктов? Ведь сегодня в малых городах и сельской местности существенно выше тарифы ЖКХ, менее доступно здравоохранение и досуг, а оплата труда, напротив, ниже...

– Прежде всего, замечу, что расчет МРОТ и прожиточного минимума в целом по стране несовершенен и всех факторов не учитывает. Развивать нужно всю территорию региона, а не делать акцент на областных центрах и крупных муниципальных образованиях. Понятно, что без мощной производственной сферы социальная не оздоровится!

Сейчас, с приходом новых технологий, активно идут перераспределение трудовых ресурсов и миграция людей по отраслям: в аграрном секторе современные машины заменяют ручной труд, поэтому люди из сельской местности «перетекают» в города. Но это не значит, что село нужно забыть. Там по-прежнему масса возможностей поддержать экономику – разумеется, при грамотном подходе. Я за глубинку! И приведу пример различных мероприятий событийного туризма в Кировской области (вроде «Истобенского огурца»), которые могут стать ее движущим фактором. Потому что способствуют благоустройству территории и развитию малого бизнеса, пусть пока на уровне ремесел, народных промыслов, и приходу в сельскую местность тех видов досуга, которые по-другому были бы сельским жителям недоступны.

– Работников различных предприятий и организаций нашего района интересует, насколько реальна перспектива получить помощь ФПОКО в улучшении условий труда?

– Такая возможность есть, но при наличии профсоюзной организации. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Не стоит бесконечно ждать, что кто-то что-либо сделает без вашего участия, включайтесь в защиту своих трудовых прав самостоятельно! Получив сигнал от председателя любой профсоюзной «первички», ФПОКО может на законных основаниях защищать права трудового коллектива и вести диалог с властью. Пример рядом и, надеюсь, не останется единственным: в помещениях вашей районной администрации удалось урегулировать ряд вопросов и улучшить комфортность условий труда служащих.

Беседовала Оксана Савельева.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии