
Разные царства-государства воевали на стороне Гитлера: итальянцы и румыны выслуживались под Сталинградом; испанцы и финны помогали немцам затянуть потуже блокадную петлю вокруг Ленинграда. С финнами всё понятно – помешались соседи на своей линии Маннергейма. А вот Испания – что она потеряла у ленинградских стен? Хвалёная «Голубая дивизия» ввязалась в драку на подступах к Ижорскому заводу, да надорвалась. Бросая убитых и раненых, испанцы отошли к станции Поповка, там и окопались до конца блокады.
...Сегодня это дачные места – живописная природа. А линии окопов, блиндажи, воронки – всё это после войны досталось на растерзание «чёрным» археологам: искали оружие, боеприпасы, взрывчатку, награды; находили осколки мин, гильзы, косточки.
С одной такой поисковой бригадой я познакомился 10 лет назад. Студенты из разных вузов, но уроженцы одного городка, они были буквально заражены мечтой хорошо заработать. Я прибился к этой группе с желанием насобирать кое-что для школьного музея. Договорились: награды и жетоны – им, железо – мне. На второй день раскопок мы наткнулись на миномётную позицию испанцев, которую 60 лет назад накрыла наша артиллерия. Беднягу миномётчика завалило землёй вместе с миномётом и боезапасом.
В нашей любительской экспедиции оказался один будущий археолог, хорошо знакомый с технологией раскопок. Благодаря ему работали мы строго по науке. Ребята знали и послужной список «Голубой дивизии», и испанские боевые награды, помнили и фронтовые рассказы, услышанные из уст участников обороны Ленинграда.
Испанский солдат лежал в обнимку с ранцевым миномётом немецкого производства. Рядом со скелетом находился ящик с запасом мин. Носовая часть каждой из них была снаряжена карболитовым взрывателем, который легко было отломить и, от греха подальше, положить в сторону от мины.
Несмотря на серьёзность своих намерений, мальчишки не проявили ни малейшего интереса к обезвреженным минам. А ведь в каждой из них оставалось ещё по сотне граммов тротила. Это запретное добро лежало теперь в густой траве и, видимо, дожидалось других искателей.
Уверенный в своей правоте, я поодаль от раскопок зарыл в землю найденные мины. Одну из них забрал себе. Очистил от следов войны. В том числе от ржавчины и тротила. Укрепил на деревянной подставке. Для этого подошёл берёзовый нарост-кап. И получился самодельный органайзер-карандашница – обезглавленная чугунка с хвостовиком.
Сегодня эта канцелярская самоделка мирно стоит на письменном столе, и торчат из неё карандаши, ручки, циркуль. Словно она никогда не таила в себе смертельную угрозу...
В дни прорыва и снятия блокады в ленинградских школах идут уроки памяти, и многие учителя истории выкладывают на всеобщее обозрение находки с полей сражений. Не рвётся связь времён, оживают страницы недавнего прошлого. И рождается в детских сердцах благодарная память.
Руслан Кипреев. Фото автора.


- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии