Разные царства-государства воевали на стороне Гитлера: итальянцы и румыны выслуживались под Сталинградом; испанцы и финны помогали немцам затянуть потуже блокадную петлю вокруг Ленинграда. С финнами всё понятно – помешались соседи на своей линии Маннергейма. А вот Испания – что она потеряла у ленинградских стен? Хвалёная «Голубая дивизия» ввязалась в драку на подступах к Ижорскому заводу, да надорвалась. Бросая убитых и раненых, испанцы отошли к станции Поповка, там и окопались до конца блокады.
...Сегодня это дачные места – живописная природа. А линии окопов, блиндажи, воронки – всё это после войны досталось на растерзание «чёрным» археологам: искали оружие, боеприпасы, взрывчатку, награды; находили осколки мин, гильзы, косточки.
С одной такой поисковой бригадой я познакомился 10 лет назад. Студенты из разных вузов, но уроженцы одного городка, они были буквально заражены мечтой хорошо заработать. Я прибился к этой группе с желанием насобирать кое-что для школьного музея. Договорились: награды и жетоны – им, железо – мне. На второй день раскопок мы наткнулись на миномётную позицию испанцев, которую 60 лет назад накрыла наша артиллерия. Беднягу миномётчика завалило землёй вместе с миномётом и боезапасом.
В нашей любительской экспедиции оказался один будущий археолог, хорошо знакомый с технологией раскопок. Благодаря ему работали мы строго по науке. Ребята знали и послужной список «Голубой дивизии», и испанские боевые награды, помнили и фронтовые рассказы, услышанные из уст участников обороны Ленинграда.
Испанский солдат лежал в обнимку с ранцевым миномётом немецкого производства. Рядом со скелетом находился ящик с запасом мин. Носовая часть каждой из них была снаряжена карболитовым взрывателем, который легко было отломить и, от греха подальше, положить в сторону от мины.
Несмотря на серьёзность своих намерений, мальчишки не проявили ни малейшего интереса к обезвреженным минам. А ведь в каждой из них оставалось ещё по сотне граммов тротила. Это запретное добро лежало теперь в густой траве и, видимо, дожидалось других искателей.
Уверенный в своей правоте, я поодаль от раскопок зарыл в землю найденные мины. Одну из них забрал себе. Очистил от следов войны. В том числе от ржавчины и тротила. Укрепил на деревянной подставке. Для этого подошёл берёзовый нарост-кап. И получился самодельный органайзер-карандашница – обезглавленная чугунка с хвостовиком.
Сегодня эта канцелярская самоделка мирно стоит на письменном столе, и торчат из неё карандаши, ручки, циркуль. Словно она никогда не таила в себе смертельную угрозу...
В дни прорыва и снятия блокады в ленинградских школах идут уроки памяти, и многие учителя истории выкладывают на всеобщее обозрение находки с полей сражений. Не рвётся связь времён, оживают страницы недавнего прошлого. И рождается в детских сердцах благодарная память.
Руслан Кипреев. Фото автора.
- 22.03.2024 Надо творить!
- 01.03.2024 И для души, и для ума
- 23.02.2024 Что для завтра сделал я?
- 16.02.2024 Назад, в прошлое?
- 09.02.2024 Сезон движения и азарта
- 02.02.2024 Моя первая работа
- 26.01.2024 На кинокадрах и в строке…
- 19.01.2024 Учиться или научить?
Комментарии