С 1 июля т. г. во всех регионах РФ выросли тарифы на электроэнергию, газ, тепло и воду в среднем на 12 проц. Индексация произошла не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных коммунальных платежей граждан на уровне около 6 – 7,5 проц.
В тех муниципальных образованиях, где в структуре совокупного платежа преобладает плата за электроснабжение и газ, прирост коммунального платежа с июля может составить до 15 проц. (то есть 7,5 проц. в среднем по году).
Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов, непосредственные же величины, то есть конечные тарифы на тепло, свет, воду, газ, определяют своими нормативными актами региональные органы власти. С учетом федеральных пределов они утверждают тарифы для каждого предприятия, оказывающего коммунальные услуги, и учитывают особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.
Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жителям в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, потому что если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который тоже устанавливается региональными органами власти.
Размер платы за коммунальные услуги зависит также от поставщика услуг, реализуемой им производственной и инвестиционной программ, складывающейся себестоимости услуг.
Тарифы устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса, будь то вода, тепло, электричество, газ. Очевидно, что такие затраты отличаются у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом используемого топлива, количеством потребителей (т. е. объемом реализации услуги) – отсюда и различие в величине тарифов и платежей.
Коммунальные услуги, как жизненно важные, должны быть доступны для всех. Поэтому, наряду с государственным регулированием тарифов и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий, реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22 проц., можно обратиться в органы соцзащиты для оформления субсидии и получать от государства помощь в оплате ЖКУ.
По решению Президента рост тарифов инфраструктурных монополий начиная с 2014 г. будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок зафиксирован на 5 лет. При принятии тарифных решений впредь в обязательном порядке станет учитываться мнение потребителей, а при Федеральной службе по тарифам, инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях создадут советы потребителей.
Наталья Пичугина.
- 27.12.2024 "Желаю и делаю!"
- 20.12.2024 Символы 2024 года
- 13.12.2024 Чей успех оставил в сердце радость?
- 06.12.2024 Самые темные дни…
- 29.11.2024 По пути доброй воли
- 22.11.2024 Все зависит только от тебя!
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
Комментарии