Насколько законно выносить на всенародное обсуждение – то есть на референдум Кировской области – вопросы, связанные с замораживанием жилищно-коммунальных тарифов?
Дискуссия на эту тему, начатая еще депутатами 4 созыва, вновь развернулась на сентябрьской сессии законодателей. Теперь уже депутаты 5 созыва разбирались, соответствуют ли действующему законодательству формулировки предлагаемых для референдума вопросов о согласии жителей области, с одной стороны, запретить органам государственной власти до 2014 года повышать тарифы организаций коммунального комплекса, с другой – установить для тарифов ЖКХ, принятых на 2011 год, трехлетний период (что, в общем-то, одно и то же).
Областная прокуратура дала однозначно отрицательное заключение: вопросы, которые предлагается вынести на референдум, противоречат действующему федеральному законодательству, поэтому выходить с ними на референдум противозаконно – замораживать тарифы субъект не имеет права. К тому же, зачем проводить референдум, если ответ предсказуем? Ни один житель области в росте тарифов не заинтересован.
Конечно, есть серьезный соблазн поддаться популистским настроениям накануне выборов в Государственную Думу. Но большая часть парламентариев признала все-таки незаконность предложенных формулировок. И это принципиальная позиция, которую они защищали в ходе парламентских дискуссий.
Алексей ИВОНИН, председатель ОЗС (из выступления на совместном заседании комитетов, курирующих сферы законодательства и жилищно-коммунального комплекса):
– Инициаторы референдума говорят, что нужно искать ресурсы внутри организаций коммунального комплекса, что это вопрос департамента ЖКХ. Но, предлагая этот референдум, они должны были сами четко просчитать и не обманывать народ в том, что все будет, как по щучьему велению: мы сейчас заморозим тариф, а через 3 года он на 15 процентов или на инфляцию увеличится и все будет нормально – народ станет жить припеваючи, а у нас наступит коммунизм в отдельно взятом регионе…
Анатолий МАЛИКОВ, депутат ОЗС (из выступления на совместном заседании комитетов, курирующих сферы законодательства и ЖКК):
– Представьте, уважаемые коллеги, что на данные 3 года мы тарифы заморозим. А, извините, где права тех людей, которые работают в жилищно-коммунальном хозяйстве? Мы их зарплаты заморозим? Вот наш молокозавод работает на мазуте. У нас Гкал стоит полторы тысячи рублей. И как быть? Через 2 – 3 месяца завод закрывать? Ведь надо на что-то закупать это топливо.
Эти вопросы, которые мы рассматриваем, мне кажется, чисто популистские. Вот когда сделают в нашем городе три современные мощные котельные – тогда и тарифы снизятся. Или хотя бы удержатся на существующем уровне. Вот это путь. А просто заморозить – нереально и неразумно. Давайте будем ответственными людьм. Мы что хотим, чтобы завтра ЖКХ развалилось? Нас же люди избрали. Так давайте будем этим вопросом заниматься по-деловому.
Михаил ЛИХАЧЁВ, депутат Законодательного собрания Кировской области (из выступления на пленарном заседании ОЗС):
– Мы, по сути, не являемся оппонентами, а видим разные варианты решения вопроса. Кто-то – в однозначном проведении референдума: заморозить тарифы и все. Но это не означает, что они завтра будут заморожены. Потому что Региональная служба по тарифам как работала на основе федерального законодательства, так и будет работать. Точно такая же судьба у референдума – решение остается за прокуратурой. Поэтому нам нужно выбирать какой-то другой вариант. Надо не популизмом заниматься, а реальным решением вопроса.
Сегодня должно быть четкое понимание того, что никакой референдум не решит по сути дела проблематику ЖКХ или конкретного тарифа. Нужно видеть, что за этим последует, и вообще реализуемо ли это решение, если оно находится в несоответствии с федеральным законодательством.
Мы сегодня не голосуем за референдум или против него – мы сегодня даем правовую оценку: можно ли вынести эти вопросы на референдум?
Юрий ИСУПОВ, депутат Заксобрания области (из выступления на пленарном заседании ОЗС):
– Нет в зале таких людей, которых не волновал бы вопрос ЖКХ. Мы прекрасно знаем, что с тарифообразованием в стране не все в порядке. То есть тарифы каждый год серьезными темпами растут. И, наверное, здесь не только проблема технической оснащенности. У нас система тарифообразования сегодня ориентирована таким образом, что, когда говорится об экономически обоснованном тарифе, вбивается в этот тариф все и вся. Стимулов для предприятий по экономии никаких нет, потому что если будет внедрено новое оборудование, новые виды топлива, то в таком случае тариф будет снижен. И поэтому мы имеем такую проблему, которая сегодня есть.
Нужно ставить вопрос о концептуальной смене тарифообразования. Переходить от понятия экономически обоснованного к понятию общественно необходимого. И это потребует серьезного комплекса мер, в т. ч. изменения федерального законодательства. И в данном случае я считаю, что депутаты ОЗС с привлечением специалистов из правительства должны подготовить серьезные предложения по совершенствованию федеральных законов – это вещь абсолютно назревшая. Это во-первых.
Во-вторых, в тарифообразовании существует масса моментов местного характера. Возьмем проблему стоимости услуг по водоснабжению в городе Кирове. Сегодня в тарифе по водоснабжению запланировано 27 проц. утечки – по сути, горожане платят больше, чем за каждое пятое ведро, которое выливается в результате прохудившегося водопровода. Сети находятся в очень плохом состоянии. Отремонтировать их за счет инвестиционной составляющей в тарифах сегодня совершенно нереально. И в то же время г. Киров получает серьезные деньги в рамках 159-ФЗ «О малой приватизации» (в течение 5 лет город получит более миллиарда рублей). Эти деньги народные, и их нужно потратить с умом – направить целевым порядком на капремонт водопроводных сетей в Кирове.
Естественно, выделив такие серьезные деньги, федеральный центр мог бы обеспечить софинансирование – получилась бы серьезная программа, которая бы позволила через 5 лет уйти от этих 27 проц. В результате модернизации, может быть, даже произошло бы снижение тарифов на воду в Кирове. Это один из примеров, но такие аналогичного рода штучные меры в жилищном комплексе существуют. Поэтому есть предложение депутатам войти в ту рабочую группу, которая работает в рамках программы модернизации ЖКХ, чтобы сосредоточить усилия на разработке предложений по изменению самой системы тарифообразования как федерального, так и местного уровней и проработки конкретных проектов, которые сегодня жизненно важны для ЖКХ.
Никита БЕЛЫХ, губернатор Кировской области (из комментария на пленарном заседании ОЗС):
– Должно быть общее понимание того, что экономическая ситуация, в которой находится отрасль ЖКХ, не просто далека от идеальной – она просто противоположна. Объективно стоимость коммунальных услуг в Кировской области действительно поднебесна. Потому что если отапливать котельной 1946 года на мазуте – стоимость Гкал будет такая, что замораживай тарифы не замораживай – на стоимости Гкал это не скажется, но скажется только на тех, кто за это будет платить. И те, кто считают, что если заморозить тарифы, то что-то произойдет – ничего подобного. Мы должны будем эти деньги компенсировать из бюджета, и люди, которые предлагают заморозить тарифы, просто недополучат других услуг – в сфере образования здравоохранения, дорожного строительства…
Что нужно делать? Вы правы, надо менять ситуацию экономическую. В первую очередь мы решили модернизировать 5 котельных, которые ежегодно дают убытки в размере 60 – 70 млн. рублей. В идеале – переход на местные виды топлива, т. е. модернизация неэффективных котельных (их в области 54). Второй этап – поиск частных инвесторов, для которых ЖКХ будет профильным бизнесом.
О.Черная.
- 15.11.2024 С чем обратились бы к детям?
- 08.11.2024 Человек и природа
- 01.11.2024 Из поколения в поколение…
- 18.10.2024 Не только ездим, но и смотрим…
- 11.10.2024 Крестьянский труд не понаслышке знаем!
- 04.10.2024 Учителя, которых мы помним
- 27.09.2024 Зарядились перед холодами?
- 13.09.2024 Какую галерею город ждет?
Комментарии