ГлавнаяОбществоИз жизни фронтовика Ситникова
09.05.2015
Рубрика: Общество
Просмотров: 1195
Из жизни фронтовика Ситникова

Отец мой, Иван Гаврилович Ситников, родился в 1912 году в деревне Ситники Прокопьевского прихода.

В довоенное время работал в колхозе бригадиром полеводческой бригады. А в 1937 году поступил на курсы трактористов при Белохолуницкой МТС и был одним из первых выпускников. Вскоре стал специалистом районного значения, поэтому первый год войны имел бронь.

На фронт ушёл в 1942 г. в составе 23-го гвардейского стрелкового полка, который некоторое время находился в запасе.

– Разместились мы в мелком березняке, – вспоминал отец. – Костер разводить нельзя, чтобы не привлекать внимание фашистских лётчиков. А солдаты голодные… Продовольствия никакого! Рядом огромное поле, на котором стоят скирды с зерном, но любая попытка пробраться к «хлебным» запасам пресекается командованием. Помощь пришла с неба – с самолёта сбросили целый «стог сухарей» (продовольственный груз в виде высушенного хлеба – прим. автора). Казалось бы, вот она – еда! Но вдруг командир отдает приказ: «Подъём! Бегом!» Почти 5 км пришлось бежать бегом, не имея физических сил. А в том направлении, где еще недавно располагался наш полк, неожиданно началась жестокая бомбёжка с воздуха. «Эх, разбомбили наши сухарики!» – сокрушались молодые бойцы, ещё толком не осознавая, что им только что угрожала смертельная опасность…

О войне фронтовики рассказывать не любили. Из беседы отца с соседом, тоже фронтовиком, Василием Ивановичем Кинчиным запомнились некоторые факты. Василий Иванович служил танкистом, часто повторял, что самым тяжёлым испытанием в его жизни было возвращение на фронт после ранения. А папа говорил, что тот, кто не был на войне, никогда не поймёт, что значит вернуться живым из ада...

14 марта 1943 года стрелковый полк, где служил отец, находился на передовой. Во время боя день становился ночью, терялось ощущение времени. Советская Армия наступала, линия фронта сместилась далеко вперед… На поле сражения остались только раненые, и в их числе мой отец. Несколько часов он не мог шевелиться. Все, кто находился неподалёку, посчитали его погибшим. Даже медсестре, которая собирала раненых, сказали, что к нему можно не подходить. А отец слышал все разговоры, но подать знак, что живой, не мог. Как же он был благодарен той сестричке, что она, никого не послушав, подошла к нему и увидела, что солдат жив!

А дальше была долгая дорога до медпункта… Всех, кто не мог передвигаться сам, погрузили в розвальни, дали в руки вожжи для управления лошадьми. Ивану Гавриловичу, раненному в голову, конец верёвки, привязанной к саням, медсестра намотала на руку, чтобы не потерялся, и повозка двинулась в путь. Отец вспоминал, что пройдя всего несколько метров, упал без сил. Помочь ему было некому, раненые бойцы могли только лошадь остановить и подождать, пока он поднимется. Кое-как добрались до медпункта, на скорую руку сделанного из веток деревьев. После обработки ран всех погрузили на машины и отправили в госпиталь.

Лечение было долгим. Четыре месяца отец находился в госпитале № 1366, а после выписки оказался не годным к строевой службе. До окончания войны был химиком в 14-й учебно-технической бригаде, обучал шоферскому искусству.

После ранения лицо папы сильно изменилось. Родные не узнавали его: со спины и по голосу – Иван, а лицо не его. Но со временем привыкли к новому обличью.

Военная служба закончилась для отца 10 января 1946 г. Он устроился лесником Прокопьевского лесничества, а 5 мая 1947 г. был отозван как специалист в Белохолуницкую МТС. Несколько лет совмещал работу механика автомастерской с обучением молодых трактористов на курсах. С 1961 года работал в отделении «Сельхозтехники» инженером по механизации трудоемких процессов. В последние 12 лет трудовой деятельности благодаря огромному опыту и профессиональным знаниям занимал должность начальника.

В трудовой книжке фронтовика имеются многочисленные благодарности и поощрения. В составе делегации передовиков сельского хозяйства он побывал в Москве на ВДНХ.

Иван Гаврилович Ситников честно прожил свою жизнь. Не терпел лжи и предательства, часто забывал об отдыхе. Умел отстоять свою точку зрения, каждое дело доводил до конца, выполнял его очень добросовестно. Имея удостоверение участника ВОВ, никогда не пользовался льготами, считал это нескромным. Высшая награда для него – это то, что он вернулся с войны живым.

Записала Нина Лыскова.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии