ГлавнаяОбщество"И на груди его светилась медаль за город Будапешт…"
23.02.2016
Рубрика: Общество
Просмотров: 1288
"И на груди его светилась медаль за город Будапешт…"

Перед «зелёными» призывниками, впервые получившими повестки о мобилизации в 1941 году, у Александра Николаевича Колегова было неоспоримое преимущество: к тому времени он уже и срочную в Красной Армии отслужил, и пороху понюхал в финской кампании…

Вот как он сам рассказывал о своём трудовом и боевом пути:

– Родился я 16 февраля 1913 года в деревне Колеговцы Прокопьевской волости Слободского уезда (ныне территория Прокопьевского сельского поселения Белохолуницкого района). В армию был призван 9 сентября 1935 года. Служил в 10-ом отдельном дивизионе Владивостокского управления НКВД, где неплохо «подковался» как в физическом, так и в культурно-политическом плане. Не случайно, когда 6 января 1938 г. вернулся на «гражданку», был назначен бригадиром полеводческой бригады в колхозе «Колеговский».

Только освоился, набрался опыта, вновь пришлось надеть военную форму: 12 января 1940 г. был призван для участия в финской кампании. Зимой понюхал пороху, а лето-осень провел в освободительных походах в Прибалтику, когда туда по просьбе правительств Латвии, Литвы и Эстонии (и в соответствии с договором Молотова-Риббентропа) вводились советские войска. Домой отпустили 13 ноября 1940 г. Вновь продолжил руководить полеводческой бригадой. Но уже по всему чувствовалось, что мирная передышка ненадолго…

Предчувствие не обмануло. Беда пришла на нашу землю довольно скоро. 17 июля 1941 г. получил повестку. Поначалу попал в 1069-й стрелковый полк 311-й дивизии. Зачислили ездовым в приданную батарею 45-миллиметровых пушек (вот где пригодились навыки обращения с лошадьми). Примерно в 25 км от г. Новгорода произошла первая боевая стычка с противником. Получив отпор, немцы не стали нас атаковать в лоб, а обошли с флангов… Так мы оказались в окружении. Но благодаря тому, что сплошной линии фронта ещё не сформировалось, наша батарея в ту же ночь пробилась к своим.

Потом получил новое назначение – в пехоту. Правда, пробыл там всего месяц. А затем вновь мне доверили двух лошадок, артиллерийский передок и на прицепе орудие помощнее – калибра 76 мм. Поддерживали огнём пехоту под гг. Кириши, Чугуево, Волховом. А 3 ноября 1941 г. опять попали в окружение. Прорывались вместе со вторым пехотным батальоном нашего полка. Меня ночью послали на коне разведать путь. Гуськом потом за мной в расположение наших войск вышли 168 человек личного состава и 8 лошадей. За это я был представлен к медали «За боевые заслуги».

Из пушкарей вновь переквалифицировался в пехотинца. 6 декабря 1941 г. наша рота залегла на опушке леса недалеко от центра совхоза «Тобино» Ленинградской области. Посёлок занимали немцы. При обстреле мы подожгли два дома, в которых расположились на ночь враги. И как стали они выбегать из горящих зданий, тут и начал я косить их из пулемёта. По словам комвзвода, больше трёх десятков уложил. А утром к немцам подошли танки, и теперь туго пришлось уже нам…

В том бою меня тяжело ранило. Сначала отправили в г. Вологду, затем – в г. Краснокамск Молотовской области (ныне Пермский край). Провалялся я в госпиталях 6 месяцев и 5 дней. После направили в Чебаркульские лагеря на переформирование. На фронте я вновь оказался 14 октября 1942 г., теперь уже в составе 216-го артполка 7-й артиллерийской дивизии прорыва. Как ограниченно годного после ранения назначили заведовать вещевым складом.

Назревали важные события: готовился контрудар по врагу на Воронежском направлении. И поначалу для наших войск всё складывалось удачно: освободили Россошь, Валуйки, Чугуево, взяли Харьков. Но, видимо, наступление было недостаточно подготовлено. Когда противник подтянул резервы, нам пришлось сначала перейти к обороне, а затем оставлять уже освобождённые города…

С июня по август 1943 г. наша дивизия сражалась на Курской дуге, участвовала в освобождении Запорожья, затем была переброшена на северо-запад – обеспечивали форсирование р. Свири, помогали выбивать из войны Финляндию, а далее снова – на южное направление. Довелось освобождать Одессу – она лежала в руинах. Потом с боями шли по Бессарабии, Румынии, Венгрии. За обеспечение взятия г. Будапешта весь личный состав нашего артполка был награждён одноимёнными медалями.

9 мая 1945 года я встретил в австрийском городе Граце. Там же получил ещё две награды – орден Красной Звезды и медаль «За победу над Германией».

В родные Колеговцы вернулся 13 ноября 1945 г. Меня сразу выбрали председателем колхоза. Два года возглавлял хозяйство, после укрупнения вернулся в бригаду. В 1952 г. выучился на тракториста. Три месяца работал помощником бригадира тракторной бригады, а затем два года бригадиром. Когда образовался совхоз «Прокопьевский», возглавил комплексную бригаду. Последняя должность в хозяйстве – столяр.

В 1969 г. купил дом и переехал в Белую Холуницу. С 1970 по 1974 гг. трудился зольщиком на Белохолуницком машстройзаводе, оттуда и вышел на пенсию.

Подготовил Борис Ердяков.

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Есть интересная новость? Присылайте нам на почту h_zori@mail.ru
Реклама
Последние комментарии